Державный Петербург

Пластическая динамичность и материальная полнокровность

«Державный Петербург» – так можно назвать еще один, постоянно развивавшийся в живописи Игоря Иванова сюжетный цикл. Очевидна его близость «Куклам». Та же идея – одушевление искусственного тела, подобного человеческому, выявление живого в мертвом, те же принципы достижения цели – подчеркнутая пластическая динамичность и материальная полнокровность отчетливо «лепленной» формы. Эмоционально, однако, скульптурная серия изображений Санкт-Петербурга находится на другом полюсе. Катастрофическое мироощущение «Кукол» сменяется здесь если не благодатным покоем, то светлой печалью. Внутри этого обширного цикла картин много самостоятельных мотивов – статуи Летнего Сада, городские памятники Снакт-Петербурга.

Подобные, связанные с предметами искусства, темы были чрезвычайно характерны для живописи так называемых «семидесятников». Одна из картин Н. Нестеровой тоже называется «Летний Сад» (1982, ГРМ, Музей Людвига в Русском музее), скульптура в ней тоже – главное действующее лицо. Нестерова работает с сюжетной интригой, сопоставляя статуи и людей. Как и у мирискусников, у нее естественное становится искусственным, а мир напоминает грандиозный театр абсурда. Игорь Иванов в своих картинах о Санкт-Петербурге повествует о другом, ему чужда поэтика цитат и уподоблений. В его скульптурных мотивах нет людей, его не интересуют сравнения, сличения, аллюзии. Он просто акцентирует органичность культуры как «второй природы», наделенной собственной, не зависимой от создателей, жизнью. Интрига, тайна, здесь есть, но она чисто живописная, а не литературная. Памятники на картинах Игоря Иванова не сходят с постаментов, не изменяют поз. «Одушевление» происходит благодаря темпераментности вибрирующего мазка, уничтожаю­щего статуарную неподвижность, тончайшим градациям света и цвета, делающим холодный мрамор похожим на теплое человеческое тело, усилению динамических характеристик окружающего пространства.

Державный Петербург. Частное собрание.1989
Державный Петербург. Частное собрание. Масло. 1989
Летний сад. Психея и Амур. Частное собрание.1977
Летний сад. Психея и Амур. Частное собрание. . 1977
Летний сад. Частное собрание, Санкт-Петербург.1987
Летний сад. Частное собрание, Санкт-Петербург. . 1987