Пейзажи

Увлекательный спектакль красок и света

Панорама пейзажной живописи художника Игоря Иванова обширна: берега Финского залива, Ладожского озера, сосны Карелии, Валдайские возвышенности. Или загадочные темные храмы Армении, золотистые горы. Или веселые Карпаты с «Кудрявыми» горами, покрытыми буками с мелкими бурными речками. Значительное количество картин с пейзажами художник посвятил русским «Вологодским» мотивам, наработанным в 18-25 лет, которые до сих пор составляют у всех близких родственников небольшие участки стен и страстно сохраняются. Снова и снова художник в своих пейзажах природы возвращается к представлениям детства – зима, весна, лето, осень с большой любовью переносятся в его акварели и масляные работы.

В своих пейзажах Игорь Иванов использует дар считывать изменчивость природы, непостижимые для глаза обычного человека. Эту изменчивость он изображает на картинах в меру силы собственного осязания – сконцентрированными, увеличенными. Художник применяет в пейзажах присущую только ему насыщенность восприятия, умение не столько рефлексировать через внедренные в разум жизненным опытом алгоритмы, сколько страстно жить, трансформироваться вместе с природой, переносит на картины сходство природного и чувственного, синтез познания и самопознания.

Сплетение веток с просветами воздуха, запорошенные снегом ветки, фрагмент рухнувшего забора, утонувшие в снегу древесные стволы, невнятная путаница корней, побеги травы у дорожки – у художника хватает инструментов, чтобы превратить пейзаж в увлекательный спектакль красок и света, не используя при этом ни размеренности, ни какого-либо сопоставления. Живопись Игоря Иванова не показательна, в своих пейзажах он не использует классические структуры, как не использует иерархичность в природе, где «смысл не концентрируется», а жизнью переполнено каждое мгновение.

Писал Игорь Иванова и простые пейзажи – с лугом, опушкой леса, водоемами и небом. Однако на картинах художника имеет значение не структура пространства, а загруженность влажностью, световыми лучами. Особенно ценна четкость рефлексов, наступление света во мгле. В пейзажах Игоря Иванова берут верх переломные состояния: рубеж воды и суши, заваленный лес, грязный тающий снег, гниющие пни. Свойство инея выражать в седой белизне все цвета, белоснежность берез в приглушенном тумане, отражающая льющийся  свет. Укутанный снегом лес в ночных лучах лунного света или в хмурый день. Исключением является всеобъемлющий солнечный свет, который на картинах художника не в меру ясный и не обладает преломлением оттенков, числом тончайших переходов.

Этюд. Гарни. Армения.1964
Этюд. Гарни. Армения. Масло. 1964
Север.1987
Север. масло. 1987
Зимнее солнце. Частное собрание.1996
Зимнее солнце. Частное собрание. . 1996
Сосны у болота. Назия. Частное собрание.1992
Сосны у болота. Назия. Частное собрание. Масло. 1992
Зима. Частное собрание.1993
Зима. Частное собрание. . 1993
Зима. Частное собрание.1994
Зима. Частное собрание. . 1994
Армения. Гарни. Частное собрание.1964
Армения. Гарни. Частное собрание. Масло. 1964
Этюд в Каннельярви. Из коллекции семьи художника.1955
Этюд в Каннельярви. Из коллекции семьи художника. Масло. 1955
Этюд. Из коллекции семьи художника.1953
Этюд. Из коллекции семьи художника. Масло. 1953