Блог

Преподаватель живописи Иосиф Сидлин

В 1949 году в сентябре месяце узнал, что в клубе им. Капранова открывается изостудия, где преподавателем живописи стал Сидлин Иосиф Абрамович. Я был очень рад и студии, и преподавателю - для меня это было как Академия художеств.

С первых уроков преподаватель живописи все объяснил о нашем обучении теоретически, как нам заниматься и чего добиваться в живописи. Потом на практике, о рисунке и правила, потом подготовка к живописи холстов, красок и всех нужных инструментов, обо всем нам рассказывал и показывал до разных мелочей и правила в работе. Я старался все записывать.

Художник Александр МихайловскийВ основном преподаватель считал главным подготовить все материалы для данной работы. Требовал правильного размещения предметов на холсте, компоновки, пропорции, цельности видения, выдерживания плоскостности. Требовал, чтобы мы добивались правильного цвета и колорита и выдерживали в тоне. Преподаватель живописи Иосиф Сидлин говорил, что этого надо добиваться трудом и потом. Плюс - ум, зрение и чутье - делай до тех пор, пока не получится то, что надо. Он говорил, что у меня талант есть, в живописи я разбираюсь, цвет, тон чувствую хорошо, надо больше работать и тренироваться. А я переживал, что связан работой и другими делами по хозяйству, нет свободного времени для живописи, только выходной день, нет денег на краски и все материалы для живописи. У меня мастерской не было, все делал и работы держал в своей коммунальной 15-метровой комнате, где мы жили с женой. Голова не распылялась на изыски... главное - работать, «добиваться трудом и потом, плюс умом, зрением и чутьем».

Сидлин мне говорит, «все равно ты живопись не бросишь, у тебя это в крови и в голове, и будешь заниматься живописью до конца, вот увидишь». Когда я стал подписывать свои работы, преподаватель почему-то сказал мне: «Ты работы не подписывай, их и так можно узнать». И я не подписывал. На этюды мы ездили на Каменный остров, в ЦПКиО, на кладбища. Они в основном были в полуразрушенном состоянии - пустые места и просторы.

Преподаватель нам иногда подсказывал, что писать, или сами находили, а он гулял, пиво пил. Потом в студии рассматривали, подправляли, это были первые годы занятий - до 1965 года. Преподаватель Сидлин иногда нас водил в музей, показывал картины и рассказывал о художниках, он хвалил Велаксеса, Рембрандта, Тициана и др. Из русских - Сурикова, Рублева, Врубеля.

В 1953-1954 годы в домах культуры им. Ильича и Капранова Сидлин, Нашивочников и др. экспериментировали живопись с красками на стекле и холстах, добиваясь цвета. Некоторым в студии (Коняхину, Красноселову и еще четырем-пяти человекам) это не понравилось. Они нажаловались директору ДК, вызвали чиновников из райисполкома, которые хотели выгнать преподавателя живописи. В это время умер Сталин, и было гонение на евреев.

И. А. Сидлина обвиняли в преподавании формализма в живописи. Наша группа студийцев написала письмо в газету, что мы занимаемся настоящей живописью, никакого формализма нет. Пытались нанять других преподавателей. Несколько занятий мы провели «на открытом воздухе» - в саду перед выходом в ДК. Нанятые преподаватели, поняв, в чем дело, отказывались от приглашения.

Преподаватель И. А. Сидлин сам пригласил комиссию из Академии художеств. В нее вошли Орешников. Угаров и кто-то из чиновников исполкома. И им понравились наши работы! Сказали, что лучше чем в Академии, похвалили. Сказали, что формализма здесь нет никакого. И мы продолжат работать, только более аккуратно.

Разместить комментарий