Блог

Русские художники. Часть 1. Русская пейзажная живопись

А. А. Федоров-Давыдов

Еще на заре развития русской пейзажной живописи, когда она делала свои первые шаги, поэт М. Муравьев с любовью и признательностью писал о ней:

С какою ревностью бежим мы зреть картины,
На коих плавный скат, простертые долины
Иль изобильный ток глубокие реки
Живописала кисть художничьи руки.

А современник замечательного расцвета русской и западноевропейской пейзажной живописи в конце XIX века ученый Д. И. Менделеев писал: «...быть может придет время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта в живописи».

Между этими высказываниями можно было бы привести немало восторженных отзывов о достижениях русской пейзажной живописи, исходивших из самых различных уст. И они были вполне заслуженными. В развитии русской пейзажной живописи, в ее достижениях и завоеваниях русскому пейзажу принадлежит большое место.

Образы природы в русской пейзажной живописи по своей поэтичности и художественной выразительности не уступают тем, которые были созданы в русской литературе. И те и другие входят в наш культурный обиход, на них воспитывается наша молодежь со школьных лет. Поэтому очень интересно показать на характерных образцах путь развития и завоеваний русской пейзажной живописи. Мы увидим в нем те же идеи и художественные течения, что и в русской живописи в целом. Пейзаж был органической частью ее общего развития.

Русская пейзажная живопись показывает нам красоту и выразительность природы и городского пейзажа. Она раскрывает нам характерность и общих видов и деталей, частностей: деревьев, гор, облаков и т. д., учит нас видеть и переживать их как нечто живое и несущее в себе свое большое содержание. Русская пейзажная живопись выражает переживание природы, которое свойственно и дорого всем людям, но которое не всегда достаточно нами осознается. Она показывает нам ту естественную среду природы или города, в которой мы живем, как нечто специально нами созерцаемое и оцениваемое, как некое полное жизни и одухотворенности зрелище, как зрительный образ.

Картины русской пейзажной живописи не только воздействуют на нас, вызывают в нас те или иные переживания, но и учат нас видеть по-настоящему природу, понимать ее красоту. Русские пейзажи обогащают, таким образом, наше естественное чувство природы. Из малоосознанного оно становится более ясным и четким, богатым и глубоким. Мы часто видим живую природу как бы через те образы, которые созданы русскими художниками пейзажной живописи и которые оказались нам близкими, раскрыли, так сказать, нам глаза на то, что, может быть, и переживалось, но не останавливало нашего внимания. В русском пейзаже мы видим тогда уже не просто лес, а такой лес, каким нам показал его Шишкин, раскрывший его мощь, красоту и жизнь, мы говорим о «куинджиевских» закатах, о «левитановских» сумерках и т. д. А отсюда в русских пейзажах мы уже и сами начинаем по-своему художественно, т. е. образно и выразительно, видеть природу, раскрывать в ней новые стороны, богатое содержание и понятую красоту форм.

Являясь художественным осознанием объективной красоты, характерности и выразительности природы или городского вида, русская пейзажная живопись вместе с тем наиболее непосредственно и прямо выражает наши переживания и чувства. Для нас стало свойственным говорить о нежной улыбке утра и о печали ненастных осенних вечеров, о спокойном зимнем сне и о летней радости природы. Мы как бы вкладываем свои переживания в то или иное ее состояние. И если мы умеем сейчас в живописи видеть пейзажную красоту русского города весной, когда небо светло-зеленоватое и слабо светят электрические фонари, зимой, когда силуэты домов смягчаются воздушной дымкой или виднеются сквозь падающие хлопья снега, то мы вместе с тем усматриваем в изображении красоты выражение тех или иных своих чувств и идей. Таким образом, русская пейзажная живопись становится как бы предметной, вещным олицетворением наших переживаний. Пейзажи предстают перед нами в объективных картинах природы и сменяются в ее жизни.

Это свойство русской пейзажной живописи особенно ясно выступает в лирической поэзии и в музыкальных картинах природы. Русский пейзаж и является поэтому наиболее лирическим видом живописи. И свои познавательные задачи русская пейзажная живопись выполняет или, вернее, должна выполнять поэтическими средствами. Вид становится пейзажем, когда средствами живописи он приобретает художественную образность, т. е. эмоционально осознанное обобщение, когда в нем есть не только показ той или иной местности, но и художественное раскрытие внутренней содержательности и внешней предметной красоты и выразительности вида.

Лиричность русской пейзажной живописи не исключает социальности. В грусти или радости может быть и личное и общественное содержание, любовь к родине, к народу, радость или боль за него, за свою страну. Мы увидим, что в пейзаже русские художники все это выражали своими средствами в соответствии с тем, как это делалось в жанровой или исторической живописи.

Благодаря своей эмоциональности, русская пейзажная живопись очень часто создает «настроение» в сюжетной картине. Но и обратно – сюжетная живопись, в которой русский художник использует пейзаж, чтобы средствами живописи эмоционально непосредственнее передать событие и выразить идею произведения, оказывает воздействие на развитие собственно пейзажа; направляя его, она обнаруживает для него новые идеи, раскрывает новые возможности.

Постараемся же понять, как живой процесс социальной жизни, порождаемые им интересы и мировоззрение формировали то или иное отношение к природе, и как вместе с тем стремление русских художников средствами живописи выразить, объективизировать те или иные чувства и настроения развивало и расширяло художественное понимание природы. Служа жизни своего времени, выражая ее, русская пейзажная живопись двигалась вперед в своем собственном развитии.

Другие статьи цикла «Русские художники»

Часть 2. Пейзаж в русской живописи

Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи

Часть 4. Русский романтизм в пейзажной живописи

Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века

Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века

Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала xx веков

Часть 8. Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века

Разместить комментарий