Блог

Русские художники. Часть 2. Пейзаж в русской живописи

Пейзаж складывается как особый, самостоятельный род русской живописи в последней четверти XVIII века. До этого существовали, с одной стороны, документирующие видовые изображения, а с другой — декоративно и условно трактованные изображения природы или фантастических нагромождений архитектуры. Документальные изображения городов и дворцов сложились в петровскую эпоху в гравюре в виде панорам и перспективных видов, что в русской живописи нельзя однозначно трактовать как пейзаж.

Декоративный же пейзаж в русской живописи развивался в середине века в тех панно, которые составляли часть убранства дворцовых зал, в театральных декорациях и в близких к ним декоративных картинах на темы так называемого «архитектурного пейзажа». Но уже в это время, в середине века, мы видим в работах гравера и рисовальщика М. Махаева, «снимавшего» виды для атласа «План столичного города Санкт-Петербурга», стремление внести в сухое документирующее изображение некоторые эмоциональные моменты — свет и воздух, придававшие изображениям художественность. С его рисунков уже писали картины, а это считается началом направления, в последующем получившего название «пейзаж в русской живописи». Это, едва намечающееся у Махаева, внесение в видовое изображение эстетически-чувственного восприятия, составлявшего ценную сторону декоративного пейзажа, развилось впоследствии в творчестве художников, которых можно считать основоположниками школы пейзажа в русской живописи.

Пейзаж в русской живописи зарождался как часть общего движения искусства к простоте и естественности, к большей внутренней содержательности. Этот процесс связан с идеями просветителей. Известно, какая роль в их учении отводилась «естественному человеку» и его гармонии с простой «натуральной» природой. Сложение пейзажа в русской живописи, как эстетически осознанного и художественно трактованного изображения реального вида, происходило различными путями.

Портрет художника С. Ф. ЩедринаПервый из них проявился в творчестве Сем. Ф. Щедрина (1745—1804). Он был художником, на обязанности которого лежало писание видов придворных и вельможных усадеб с их парками. Изображая эти парки, Щедрин стал родоначальником пейзажа в русской живописи. Он не только верно передавал их красоту, но и создавал в этих видах проникнутые поэзией и чувством природы образы. Понимание природы в его видах парков Павловска, Петергофа, Гатчины (1780—1790) было тем же, которое породило в русской живописи «пейзажные» парки, создатели которых стремились исходить от естественной природы. Это понимание пейзажа в русской живописи родственно и тому чувству природы, уподоблению ее явлений переживаниям «чувствительного сердца» и меланхолическим поэтическим размышлениям, которые мы находим у Карамзина, Муравьева и других писателей конца XVIII - начала XIX века.

Пейзажи Щедрина в русской живописи передают ту постоянную смену видов, которая лежала в основе пейзажных парков. Эти отдельные виды соединены художником в единое целое при помощи больших декоративных раскидистых деревьев, причем главный вид — обычно дворца — расположен в глубине. Это картины счастливой Аркадии, где кавалеры и дамы гуляют среди лугов и на берегах озер и ручейков. «Естественность» природы парка подчеркивается изображением «мельниц» и «хижин», пасущегося скота. Особенно интересна картина «Пейзаж в окрестностях Петербурга» (середина 1780-х гг.) своей попыткой изобразить в живописи русскую деревню, несмотря на всю условность ее трактовки.

Иной путь становления пейзажа в русской живописи обозначился в творчестве М. М. Иванова (1748—1823). Оно сложилось преимущественно на изображении видов Кавказа, Крыма, Молдавии, Белоруссии и других мест, которые были в это время ареной военных действий, мест, которые присоединялись к России, или тех, по которым путешествовала Екатерина II. Здесь собственно видовые задачи и познавательное начало играли большую, нежели в работах Щедрина, роль. Пейзажи Иванова имеют меньше черт декоративности и больше моментов строгости и четкости классицизма, что так отличает пейзаж в русской живописи в творчестве последующих художников. Но и в них мы видим восприятие натуры «чувствительным» сердцем и образное художественное претворение натурного вида.

Портрет художника Ф. Я. АлексееваВ творчестве Ф. Я. Алексеева (1753—1824) зарождается городской пейзаж в русской живописи. В своей ранней картине «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Алексеев создал проникнутый тонкой поэтичностью образ прекрасной и немного холодной «Северной Пальмиры». То, что только намечалось у Махаева — передача света, играющего на невских струях, на зданиях, воздушность, смягчающая перспективное построение,— все это получает решение в картине, с ее прекрасной голубовато-серебристой гаммой.

Посланный для писания видов сначала в Новороссию и Крым, а затем в 1800 году в Москву, Алексеев создает пейзажи, отличающиеся от работ Иванова. Особенно интересны виды Москвы, запечатлевшие ее облик до пожара и разрушения Наполеоном. Они отражают увлечение в пейзаже русской живописи того времени отечественной стариной и историей. Алексеев приобретает большее мастерство в изображении архитектуры. В его творчестве нарастают черты классицизма, четкость, ясность изображения; все более усиливается значение оживляющих пейзаж фигурок. Они составляют сценки, носящие жанровый характер. Все это особенно проявилось во второй серии видов Петербурга 1800-х годов. В них уже большое место занимает изображение частной жизни, будничного, а не парадного города, что для пейзажа в русской живописи стало новым. Восприятие поэзии жизни города, как и понимание его красоты и его своеобразия от «смешения воды со зданиями» сближает Алексеева с поэтом К. Батюшковым.

Достижения в живописи этих первых русских пейзажистов своеобразно объединяются в работах их учеников-видописцев первых десятилетий XIX века. Эти художники рисовали виды Петербурга, издававшиеся преимущественно в литографиях. В них сказались большой интерес и любовь к городу, отразился «строгий, стройный вид» Петербурга пушкинской поры. Художники путешествуют по России с разного рода экспедициями и посольствами, принимают участие в далеких морских плаваниях. Наибольший вклад в развитие направления пейзажа в русской живописи внес А. Е. Мартынов (1768-1826), ездивший в 1805-1806 годах в свите посольства до китайской границы и оставивший интересные виды Сибири.

Другие статьи цикла «Русские художники»

Часть 1. Русская пейзажная живопись

Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи

Часть 4. Русский романтизм в пейзажной живописи

Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века

Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века

Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала xx веков

Часть 8 Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века

Разместить комментарий