Блог

Русские художники. Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи

Классицизм в русской пейзажной живописи получил свое характерное выражение в пейзажах Ф. М. Матвеева (1758—1826), который прожил всю жизнь в Италии и писал картины на мотивы итальянской природы. Если для Сем. Щедрина природа была олицетворением поэтических чувств, прообразом духовной красоты человеческой личности и мира ее мечтаний, то для Матвеева она становится выражением идей возвышенности, благородства, величия. Он изображает горы и водопады, следуя традициям классицизма в русской живописи, населяет пейзажи мифологическими существами. Идея гражданского долга, бессмертия подвигов влечет его к изображению античных развалин («Колизей»). Руины, которые были для пейзажистов середины XVIII века декорацией, теперь изображаются точно и серьезно, как памятники величия и «вечные» образы. Классицизм в русской живописи сказывается в работах Матвеева и в господстве рисунка над живописью, в уравновешенности композиции, в противоречивом сочетании точности и верности деталей, частного с идеальностью образа и построения картины в целом. Недаром его видовые пейзажи носят несколько отвлеченный характер, а сочиненные, воображаемые пейзажи кажется видами конкретных мест.

Портрет художника  Сильв. Ф. ЩедринаПрироде Италии посвятил свое творчество и Сильв. Ф. Щедрин (1791—1830), племянник родоначальника русского пейзажа. Но в его творчестве классическая итальянская природа получила иное истолкование, и ее образы выразили совсем другой мир идей и чувств уже в русской живописи. Для Щедрина отправной точкой было то видоописание, о котором говорилось выше. В духе классицизма в русской живописи исполнены его ранние пейзажи Петербурга. Его интересует не выражение величественности, а конкретное изображение природы, ее «портретирование». Так подойдя к «Новому Риму», Щедрин создает образ современного города, по своему внося в русскую живопись традиции классицизма. Это город, увиденный глазами современника, город, в котором памятники древности и искусства изображаются наряду с современными зданиями.

Картина художника Сильв. Ф. Щедрина на тему ИталияВ работе на натуре Щедрин постепенно приходит к пленерной живописи, стремящейся передать естественное освещение и объединение в нем различных цветов предметов. Замечательных результатов он добивается в своих видах гаваней в Сорренто и на Капри (1825—1827), что оказало существенное влияние на развитие классицизма а в русской живописи. Он создает в них пленительные образы природы, овеянные светом и воздухом, пронизанные лучами солнца. Спокойно море, чуть набегают волны на берег, где работают или отдыхают рыбаки, тихо плывут вдали парусные лодки. Все полно безмятежности и покоя. Это идеальный мир счастливой жизни. То гармоническое слияние человека с природой, которое выражалось у его дяди в условности приукрашенных парков, у Сильв. Щедрина рисуется как действительная реальность, что в недалеком будущем станет ведущей идеей классицизма в русской живописи. Глядя на эти пейзажи, вспоминаешь строки Пушкина: «Я вижу берег отдаленный, земли полуденной волшебные края».

В образах природы Италии Щедрин выразил мечты и поэтическое восприятие русских людей. Это классическая Италия, представлявшаяся страной свободного творчества в живописи художникам и поэтам, жившим в жестоких условиях российского самодержавия. Это  — страна мечты, представляемая в реальных видах.

Черты классицизма в русской живописи на реалистических картинах Щедрина роднят их с портретами О. Кипренского. Как Кипренский изображал людей реально и конкретно, но в «счастливые минуты», как благородный идеал человека, так Щедрин создавал благородный, но уже не условный, а реальный поэтический образ природы. В нем четко проявляются черты классицизма в русской живописи: человеческие фигурки и незамысловатые сценки не только оживляют пейзажи Щедрина, но составляют их неотъемлемую органическую часть. Это особенно видно в его «Террасах» — своеобразных полупейзажных-полужанровых изображениях. В них Щедрин замечательно передал сладостную истому южного лета.

Портрет художника А. Г. ВенециановаТворчество Щедрина открывало новое, реалистическое восприятие и отображение природы в классической русской пейзажной живописи XIX века. А. Г. Венецианов (1780—1847) внес в нее национальные русские сюжеты и мотивы. Он не был собственно пейзажистом, и природа в его картинах являлась фоном для сцен крестьянской жизни. Но его живопись поэтично выразительна в своей простоте и классически слита с образами русских крестьянок и крестьянских детей. Она проникнута той же тихой поэзией и благородными чувствами, что и изображение людей из народа. Здесь также классицизм слит с тонкой, мечтательной романтикой, а из реальности берется ее лучшее и «счастливое».

Эту свою поэтичность восприятия, трогательную любовь к жизни в ее самых простых проявлениях, интерес к обыденному Венецианов передал своим ученикам, в творчестве которых наряду с портретом и интерьерной живописью пейзаж занимал немалое место. Среди них надо выделить рано умершего Г. В. Сороку (1823—1864), автора пейзажей, несколько наивных, но удивительно поэтичных и проникнутых особой тишиной и мечтательностью. Пейзаж А. В. Тыранова (1808—1859) «Вид на реке Тосно» впечатляет своей «прозрачностью», той одухотворенностью, при которой возможна передача мельчайших деталей без всякой сухости, измельченности и протоколизма. Зоркость восприятия характеризует «Русскую зиму» Н. С. Крылова (1802—1831) — художник впервые уловил здесь выразительность эффекта темных фигур и деревьев на фоне белого снега.

Другие статьи цикла «Русские художники»

Часть 1. Русская пейзажная живопись

Часть 2. Пейзаж в русской живописи

Часть 4. Русский романтизм в пейзажной живописи

Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века

Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века

Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала xx веков

Часть 8 Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века

Разместить комментарий