Блог

Русские художники. Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века

Портрет художника А. К. Саврасова Значительное развитие пейзажи природы в живописи получают уже в 70-х годах, когда пейзаж органически входит в общую, ведущую, обобщавшую все виды живописи передвижников тему — тему народной жизни. Осознается не только эмоциональная выразительность пейзажа природы, но и возможность передачи, выражения в нем социальных идей и чувств. Пейзажная живопись опиралась здесь и на то понимание и утверждение родной природы, ее задушевности, мягкой лиричности и ее связи с характером и жизнью народа, которое развивалось в литературе уже давно и особенно выявилось начиная с 50-х годов у Аксакова, Герцена, Тургенева, Некрасова и других.)

Теперь природа, увиденная глазами живущего в ней народа, понятая в связи с этой его жизнью, в пейзажах художников-демократов выражала и любовь к своей стране и скорбь за ее угнетение, и противопоставление нищете народной жизни богатства и мощи природы. (Пейзажи родной природы успокаивали истерзанную и тоскующую душу Некрасова, внушали ему уверенность:

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Красоту и задушевность внешне скромных, обыденных пейзажей родной природы увидел и замечательно показал А. К. Саврасов (1830—1897). Его пейзаж «Грачи прилетели» открывала новую, связанную с вопросами русской жизни, лирику природы. Этот такой невзрачный и обыденный уголок природы с корявыми березами, с деревянными заборами и старинной церковкой раскрывался как близкий и дорогой сердцу пейзаж родной страны, жизни ее городков и сел. Пейзаж выражал то же понимание красоты природы, как внутренней содержательности, душевного благородства, как и портретная живопись передвижников.

Портрет художника И. И. Шишкина Русский пейзаж природы утверждалась художниками так же, как русская жизнь в жанровых картинах. Обыденное здесь тоже противопоставлялось внешней красоте и парадности салонной и академической живописи. Этому утверждению русского пейзажа природы служило творчество И. И. Шишкина (1832—1898) с его изображением могучих лесов («Корабельная роща»), лесных далей, полей зреющих хлебов («Рожь»). «На природу смотрит человек глазами владельца,— утверждал Н. Чернышевский, — и на земле прекрасным кажется ему также-то, с чем связано счастье, довольство человеческой жизни». Тщательно и с любовью изучавший природу Шишкин наряду с монументальными мотивами лесов, с просторами «Лесных далей» и полей умел изображать в пейзажах природы и такие малые формы, как цветущую траву («Уголок заросшего сада»), папоротники, которые он так любил, и т. п. В конце своего творчества Шишкин пришел к более свободной пленерной живописи с ее передачей пейзажей природы в живом движении, в изменчивости красок и форм в зависимости от освещения («Сосны, освещенные солнцем»).

Пейзаж М. К. Клодта (1832—1902) «На пашне» дает слитое вместе природное и жанровое изображение. Это такой же показ русского пейзажа природы, как, например, картина К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», и так же, как эта последняя, легко ассоциируется с поэзией Некрасова. Сравнив этот пейзаж со сходной по мотиву картиной Венецианова «На пашне. Весна», мы можем со всей ясностью и наглядностью видеть то новое, что отличает и характеризует пейзаж природы передвижников. Между этими картинами то же различие, что и между изображением деревни у Пушкина и Некрасова или между народными мотивами и мелодиями у Глинки и Мусоргского.

Картины Л. Л. Каменева (1833—1886) характерны для пейзажа природы конца 60—70-х годов так же, как картины А. А. Киселева (1838—1911) для передвижнического пейзажа 80-х годов («С горы»), как морские пейзажи Р. Г. Судковского (1850—1885).

В. В. Верещагин (1842—1904), не входивший в Товарищество передвижников, но близкий им своим демократизмом, наряду с новым пониманием батальной живописи дал в своих этюдах из многочисленных путешествий образцы новой трактовки мотивов чужеземных пейзажей природы и архитектуры («Тадж Махал в Агре»). Подобного рода «этнографический пейзаж» был очень развит в это время и имел многочисленных последователей.

Портрет художника Ф. А. ВасильеваСовсем иными в своем демократизме и идейности были пейзажи природы Ф. А. Васильева (1850—1873). Исключительно одаренный, художник своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русской пейзажной живописи. Простые мотивы природы приобретали в его живописи особую поэтичность и глубину выражения чувств. Крамской противопоставлял поэтичность и «музыкальность» его трактовки природы изображению ее «ученым образом» у Шишкина. Но отличен Васильев в своей лиричности и от Саврасова. Это поэтичность уже не только по содержанию, но и по форме, как в стихах. Она сказывается и в его более чувственном отношении к цвету, в приподнятости, эмоциональной насыщенности его работ. Он любит пейзажи природы с мотивами надвигающегося дождя, когда под боковым светом на фоне темных туч ярко звучат освещенные предметы («Перед дождем»). В своей поэтичности он придает пейзажу природы почти сказочное очарование («Заброшенная мельница»). В своих последних пейзажах Васильев стремился к выражению тех больших человеческих чувств и этических- проблем, которые делали его работы («В крымских горах» и другие) близкими и особенно дорогими Крамскому.

Та приподнятость чувств, которая сказывается у Васильева, выступает еще более открыто в пейзажах природы А. И. Куинджи (1842—1910) с их эффектами освещения, горением красок, обобщением форм. Сравнение его «Березовой рощи» с лесными пейзажами Шишкина наглядно раскрывает противоположность их понимания изображения природы. Оба они реалисты, но Шишкин стремится передать природу так, чтобы она казалась натуральной, а для Куинджи существенно в пезаже создать ее синтезированный поэтический образ, приподнято и несколько декламационно преподнесенный зрителю. В отличие от строго натурного характера пейзажей природы Шишкина, картины Куинджи — сочиненные на основе реальных наблюдений изображения. Эти два направления получат продолжение в дальнейшем.

Другие статьи цикла «Русские художники»

Часть 1. Русская пейзажная живопись

Часть 2. Пейзаж в русской живописи

Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи

Часть 4. Русский романтизм в пейзажной живописи

Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века

Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала xx веков

Часть 8 Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века

Разместить комментарий