Блог

Русские художники. Часть 8 Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века

А. А. Федоров-Давыдов

Художник Н. П. КрымовПервые десятилетия нашего века, канун Октябрьской революции, характеризуются быстрой сменой самых различных художественных направлений и течений. Так, от неоимпрессионизма исходил в начале своего творчества Н. П. Крымов (1884-1958). В пейзажах этого художника все как бы растворялось в свете и воздухе («Крыши под снегом»). Это служило выражению его лирического восприятия пейзажа. В дальнейшем реалистическая основа пейзажа в творчестве художника  развивается в при известной декоративности. От неоимпрессионизма к декоративизму развивалось творчество В. Э. Борисова-Мусатова (1870-1905), художника большой одаренности и внутренней глубины творчества. Подобно мирискусникам, в пейзажах художник поэтизировал и воскрешал старину, в его творчестве преобладают усадебные парки и женщины в кринолинах. Но в отличие от пустоты сомовских любовных жанров, пейзажи художника  Борисова-Мусатова были полны внутреннего поэтического содержания, тишины и сосредоточенности.

Художник П. П. КончаловскийДекоративное решение пейзажа, стремление к прямому выражению эмоций самим живописным строем произведения, ритмом и цветом видим мы в дореволюционном творчестве ряда художников, таких как М. С. Сарьян (род. 1880 г.) — «Финиковая пальма» или П. В. Кузнецов (род. 1878 г.) — «Мираж в степи» и др. Одновременно такие художники, как П. П. Кончаловский (1876-1956) или А. В. Куприн (1880—1960) стремятся в пейзаже к выражению материальности природы и к интенсивной ее цветовой характеристики. Творчество художников не было свободно от воздействия формализма и их пейзажи в той или иной мере носили его черты, преодоленные ими позднее в советские годы.

Вырождение буржуазной культуры проявлялось в формалистическом понимании искусства, в отказе художников от идейного содержания в творчестве. Сам по себе формализм был бесплоден, тем более в пейзаже, искусстве по сути своей реалистическом. Но формализм воздействовал на многих художников, в особенности на начинавших свой творческий путь, искривляя их искания, неверно их ориентируя.

При засилии формализма в предоктябрьские годы реалистическая живопись не умирала, в том числе в пейзаже. Именно благодаря силе и действенности реалистических традиций были возможны те достижения выдающихся художников пейзажистов, о которых говорилось выше, как и то ценное, жизненное, что было в пейзажах начинавших свое творчество художников и что развилось и победило в их творчестве уже под влиянием советской жизни. Целый ряд художников после Октябрьской революции смог органически войти в новое, советское искусство, принять участие в сложении социалистического реализма. Для многих (Крымов, Сарьян, Кончаловский, Куприн и др.) именно советские годы стали временем полного выявления и реалистического развития возможностей их дарований. Некоторым художникам, как Рылову или Юону, в творчестве даже выпала честь своими пейзажами открывать историю новой, советской пейзажной живописи.

Другие статьи цикла «Русские художники»

Часть 1. Русская пейзажная живопись

Часть 2. Пейзаж в русской живописи

Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи

Часть 4. Русский романтизм в пейзажной живописи

Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века

Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века

Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала xx веков

Разместить комментарий