Впервые я встретился с Гаригом Басмаджяном более двадцати лет тому назад у выдающегося армянского поэта Гургена Маари. Армянин из Иерусалима писал стихи по-английски и изучал филологию в Ереванском университете.
Оценив несомненное поэтическое дарование автора английских стихов, Гурген Маари сказал словами Эмиля Верхарна: «Стихи надо писать на том языке, на котором молилась твоя мать».
Близкое соприкосновение с отчизной, с ее древней и новой культурой пробудило в нем желание вернуться к своим истокам и писать на родном языке.
Не могу сказать, что Гариг был добросовестным студентом. Я замечал, что чаще, чем аудиторию университета, он посещал кафе, где собирались армянские поэты и художники, а также красавицы Еревана... Теплыми и дружескими были его отношения с Г.Маари, П.Севаком, С.Капутикян, М.Сарьяном, М.Аветисян и др. Несмотря на то, что он был намного моложе нас, мы этого не ощущали. Цельность характера и обаяние стирали эту разницу.
Стихи Басмаджяна с особым внутренним миром и неожиданной формой и ритмом сделали его одним из лидеров нового направления в армянской поэзии 70-х годов. И теперь невозможно представить нашу поэзию этого десятилетия без Гарига Басмаджяна.
К 1979 г. вышло более десяти книг Г.Басмаджяна в Ереване, Иерусалиме, Бейруте, Нью-Йорке и Париже. В начале 1980 г. я получил от него сборник избранных стихотворений «Незаконченная игра» с краткой надписью: «Увы, это моя последняя книга».
Наши друзья недоумевали, узнав, что Гариг вдруг перестал писать стихи и открыл галерею. Вскоре все были удивлены успеху новой карьеры «бывшего» поэта. Меня это не удивило. Зная цельность его натуры и особое чутье, я был уверен, что любое дело, за которое он берется, увенчается успехом. Позже сам Басмаджян мне объяснял: «Нелегко найти в городских подвалах и на чердаках среди одиноких художников по-настоящему оригинальную личность. Найти и затем показать ее всему миру. И я получаю от этого такое же удовольствие, как от создания стихов и, между нами говоря, моя жена и дети лучше оценивают "гонорары" галерейщика, чем поэта.
И мы здесь, в Ереване, тоже довольны. Никогда Басмаджян не приезжает в Армению с пустыми руками.
Он подарил Армении более десяти картин. Судьба одной из них особенно интересна. Это картина М.Сарьяна «Гегамские горы», которая с 1928 г. считалась погибшей во время пожара после парижской выставки. Попытки армянских музеев найти это полотно оказались безуспешными. Когда об этом узнал Басмаджян, он сказал: «Эта картина вернется в Армению!». И он сдержал слово. В ответ на благодарность Гариг Басмаджян сказал: «Зачем меня благодарить. Неужели надо благодарить человека, который принес картину в ее собственный дом».