Блог

Выставка картин XVI-XX веков из собраний Г. Басмаджяна. 1988 год

Ваагн Давтян

Впервые я встретился с Гаригом Басмаджяном более двадцати лет тому назад у выдающегося армянского поэта Гургена Маари. Армянин из Иерусалима писал стихи по-английски и изучал филологию в Ереванском университете.

Оценив несомненное поэтическое дарование автора английских стихов, Гурген Маари сказал словами Эмиля Верхарна: «Стихи надо писать на том языке, на котором молилась твоя мать».

Близкое соприкосновение с отчизной, с ее древней и новой культурой пробудило в нем желание вернуться к своим истокам и писать на родном языке.

Не могу сказать, что Гариг был добросовестным студентом. Я замечал, что чаще, чем аудиторию университета, он посещал кафе, где собирались армянские поэты и художники, а также красавицы Еревана... Теплыми и дружескими были его отношения с Г.Маари, П.Севаком, С.Капутикян, М.Сарьяном, М.Аветисян и др. Несмотря на то, что он был намного моложе нас, мы этого не ощущали. Цельность характера и обаяние стирали эту разницу.

Стихи Басмаджяна с особым внутренним миром и неожиданной формой и ритмом сделали его одним из лидеров нового направления в армянской поэзии 70-х годов. И теперь невозможно представить нашу поэзию этого десятилетия без Гарига Басмаджяна.

К 1979 г. вышло более десяти книг Г.Басмаджяна в Ереване, Иерусалиме, Бейруте, Нью-Йорке и Париже. В начале 1980 г. я получил от него сборник избранных стихотворений «Незаконченная игра» с краткой надписью: «Увы, это моя последняя книга».

Наши друзья недоумевали, узнав, что Гариг вдруг перестал писать стихи и открыл галерею. Вскоре все были удивлены успеху новой карьеры «бывшего» поэта. Меня это не удивило. Зная цельность его натуры и особое чутье, я был уверен, что любое дело, за которое он берется, увенчается успехом. Позже сам Басмаджян мне объяснял: «Нелегко найти в городских подвалах и на чердаках среди одиноких художников по-настоящему оригинальную личность. Найти и затем показать ее всему миру. И я получаю от этого такое же удовольствие, как от создания стихов и, между нами говоря, моя жена и дети лучше оценивают "гонорары" галерейщика, чем поэта.

И мы здесь, в Ереване, тоже довольны. Никогда Басмаджян не приезжает в Армению с пустыми руками.

Он подарил Армении более десяти картин. Судьба одной из них особенно интересна. Это картина М.Сарьяна «Гегамские горы», которая с 1928 г. считалась погибшей во время пожара после парижской выставки. Попытки армянских музеев найти это полотно оказались безуспешными. Когда об этом узнал Басмаджян, он сказал: «Эта картина вернется в Армению!». И он сдержал слово. В ответ на благодарность Гариг Басмаджян сказал: «Зачем меня благодарить. Неужели надо благодарить человека, который принес картину в ее собственный дом».

Иллюстрации картин из сокращенного варианта каталога выставки

Из собрания Г.Бабаджаняна. Иван Айвазовский. «Аю-Даг. Гурзуф». 1853 г.
Иван Айвазовский. «Аю-Даг. Гурзуф». 1853 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Владимир Боровиковский. «Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой, урожд. Баратовой». 1801 г.
Владимир Боровиковский. «Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой, урожд. Баратовой». 1801 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Константин Трутовский. «Сценка из украинской жизни». 1860 г.
Константин Трутовский. «Сценка из украинской жизни». 1860 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Саркис Диранян. «Мальчик с корзиной апельсинов». 1880 г.
Саркис Диранян. «Мальчик с корзиной апельсинов». 1880 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Николай Сверчков. «Ретивый конь». 1861 г.
Николай Сверчков. «Ретивый конь». 1861 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Мартирос Сарьян. «Улица к вечеру». 1910 г.
Мартирос Сарьян. «Улица к вечеру». 1910 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт». 1924 г.
Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт». 1924 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Нико Пиросмани. «Медведь с медвежатами». 1916 г.
Нико Пиросмани. «Медведь с медвежатами». 1916 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Петр Кончаловский. «Домик в Испании». 1910 г.
Петр Кончаловский. «Домик в Испании». 1910 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Аршил Горки. «Натюрморт». 1928 г.
Аршил Горки. «Натюрморт». 1928 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Ерванд Кочар. «Женщина и петух». 1930 г.
Ерванд Кочар. «Женщина и петух». 1930 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Дмитрий Тегин. «Лучшее зерно - государству».
Дмитрий Тегин. «Лучшее зерно - государству».
Из собрания Г.Бабаджаняна. Александр Дейнека. «Весенняя песня». 1945 г.
Александр Дейнека. «Весенняя песня». 1945 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Акоп Акопян. «Горя Арарат». 1983 г.
Акоп Акопян. «Горя Арарат». 1983 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Юрий Бурджелян. «Оливковые деревья». 1984 г.
Юрий Бурджелян. «Оливковые деревья». 1984 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Анатолий Путилин. «Лестница». 1885 г.
Анатолий Путилин. «Лестница». 1885 г.
Из собрания Г.Бабаджаняна. Юрий Купер. «Металлическая коробка». 1988 г.
Юрий Купер. «Металлическая коробка». 1988 г.

Разместить комментарий