Блог

Художник Анатолий Тимофеевич Зверев

Ann Messerer

Художник Анатолий Тимофеевич Зверев (1931-1986), авангардист второй волны, основоположник русского экспрессионизма 1960-х годов. Анатолий Зверев считается за рубежом одним из самых известных русских художников-нонконформистов, работавших в послевоенный период в Советском Союзе.

Лучший российский художник-график, которому желаю долгих лет творческой деятельности. Пабло Пикассо, 1956 год.

Анатолий Зверев, безусловно, был одним из самых плодовитых художников. Наследие Зверева насчитывает более 30 тысяч работ. Большинство из них хранится в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, часть работ выставлена ​​в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Анатолий Зверев, ныне считающийся национальным достоянием, был назван Пикассо лучшим из ныне живущих художников России.

С Анатолием Зверевым мы находимся в присутствии чудесно одаренного художника, который, вероятно, займет свое место среди самых опытных художников нашего времени. В феномене Анатолия Зверева есть все основания. Он придумал для себя историю современного искусства, не осознавая этого, а случайно. Его место в пантеоне самых совершенных художников современности. Игорь Маркевич, дирижер

У художника Анатолия Зверева не было формального художественного образования, он не был частью группы художников или движения и работал во многих жанрах: живопись, рисунок, иллюстрации и графика. Анатолий Зверев также писал стихи, философию и трактаты по настольным играм. Со временем он изменился и повзрослел, меняя свой стиль, не подражая другим художникам и не теряя ничего из того «я», которое делало его работы мгновенно узнаваемыми, независимо от среды, темы или года создания. Французский драматург Жан Кокто сказал, что Анатолий Зверев был «единственным художником, который работал на протяжении всей западной живописи, от раннего Пикассо до наших дней».

Каждый мазок – это сокровище. Художники уровня Анатолия Зверева рождаются только раз в сто лет. Его ничему учить бесполезно, он будет руководствоваться только своей интуицией. Для него открыто то, о чем другие не подозревают. Философское видение и осознание окружающей его действительности было великим даром Зверева как мыслителя и Зверева как художника. Роберт Фальк, художник

Быть «художником-нонконформистом» в тот период означало создавать работы, не соответствующие требованиям социалистического реализма. Это повлекло за собой много неприятностей:

  • отказ Анатолию Звереву в приеме в Союз художников;
  • отсутствие доступа к материалам – отечественным или импортным холстам, краскам, кистям, бумаге, продаваемой только художникам в Союзе;
  • невозможность выставлять или даже законно продавать свои работы;
  • подвергаться аресту за «тунеядство», поскольку создание искусства за пределами Союза не признавалось профессией.

Работы художника Анатолия Зверева часто выполнены из некачественной бумаги и обрезков картона, дерева или любой другой более-менее пригодной поверхности.

Бунтарь и странник художник Анатолий Зверев имел скандальную репутацию. Его исключили из МХШ за «некорректную внешность». Однажды в середине 70-х, стоя в переполненном вагоне метро, ​​Анатолий Зверев крикнул: «А теперь выбирайте – или Ленин, или я!». В то время человека легко могли отправить в тюрьму за такое преступление. У художника Анатолия Зверева даже не было постоянного места жительства, и он большую часть времени кочевал из одной квартиры своих друзей в другую.

Я чувствую, что Анатолий Зверев – божественный художник, он в равной степени с неба и с земли. Я очень его уважаю. Художник Анатолий Зверев был из нашей юности. Я знал его поверхностно и наблюдал за ним, когда он рисовал на стене лестницы в моем присутствии. Анатолий Зверев рисовал на всем, включая обратную сторону обоев. Петр Фоменко, театральный режиссер

За исключением небольшой выставки в выставочном зале Московского городского комитета художников-графиков в 1984 году, художник Анатолий Зверев при жизни не выставлялся на родине. Лишь горстка экспертов в России лелеяла его талант и время от времени выставляли его работы в подземных галереях, скрывая их от советских чиновников.

Однако за рубежом художник Анатолий Зверев участвовал более чем в 80 международных выставках в разных городах мира. Его первая крупная выставка за границей состоялась в Париже в 1965 году. А первая персональная выставка в России состоялась лишь 34 года спустя, в 1999 году в Третьяковской галерее. Несмотря на это, художественная ценность работ Анатолия Зверева была известна правительству, поскольку он был единственным художником, чьи картины не разрешалось вывозить из страны, поскольку они считались «национальным достоянием».

У художника Анатолия Зверева были такие неожиданные повороты, такие необычные образы в картинах, даже в рассказах и стихах, которые характеризуют гения. Андрей Амальрик, писатель

Известность художника Анатолия Зверева за пределами России принесла ему множество проблем дома. На протяжении всей своей карьеры он подвергался и преследованиям со стороны советских властей. Может быть, советские власти были бы счастливы укротить Анатолия Зверева, пролив на художника деньги и сделав своим представителем официально признанного и пресловутого социалистического реализма. Если бы только он мог быть им! Но ... он не мог. Он бы не был Анатолием Зверевым как художник и как человек, если бы пошел на компромисс. Анатолий Зверев не стал бы основоположником русского абстрактного экспрессионизма, будь он другой личностью. Анатолий Зверев родился художником, а потом оставался им всю жизнь. И в этом разгадка феномена Анатолия Зверева.

Художник Анатолий Зверев – непревзойденный представитель экспрессионизма. Его работы своей энергией и чувством цветов, переплетенных на поверхности толстыми мазками, завораживают своей внутренней яркостью. Виталий Рахман, искусствовед

Хорошо зная художника Анатолия Зверева или Толю, как мы его называли, я могу представить, как он читает записи посетителей о его ретроспективной выставке: почти в каждой было слово «гений». Я представляю, как он пожал бы плечами и пробормотал: «Они пытаются лишить меня свободы». Художник Анатолий Зверев был бы счастлив найти множество поклонников своего творчества, но не позволил бы себе поддаваться популярности. На самом деле он слышал много похвал при своей жизни: «Его место в Пантеоне» (Игорь Маркевич, французский дирижер) «Художники такого уровня рождаются только через 100 лет» (Роберт Фальк, известный художник). Анатолий Зверев сознательно избегал коммерциализма и славы. Художник знал, что настоящую теплоту и понимание нельзя купить за деньги. Поэтому Анатолий Зверев окружил себя верными друзьями, которые пытались поддержать его и защитить от преследований КГБ.

Напрашивается вывод, что эта крайняя жажда независимости привела художника Анатолия Зверева к открытию уникального стиля и техники в живописи. Анатолий Зверев не мог следовать модным «измам» того времени. Подсознательно художник делал то, к чему его толкало внутреннее побуждение.

Разместить комментарий