Галерея картин

Подчеркнуто персональная картина мира Игоря Иванова

В интернет галерее картин Игоря Иванова можно посмотреть фото многих авторских работ в разные периоды творческой деятельности художника. Игорь Иванов – один из созидателей «газа-невской культуры» (таково ироническое самоназвание ленинградского неофициального искусства, демонстративным снижением интонации подчеркнувшее его альтернативность тогдашнему мэйнстриму). Многое из того, что делалось тогда, что казалось радикальным, обладающим неоспоримыми художест­венными достоинствами и безусловной значимостью в перспективе будущего развития, сегодня воспринимается лишь как эхо прошедшего времени. Многие из авторов тех лет известны больше былыми заслугами, самой принадлежностью к славной истории.

Игоря Иванова «человеком из прошлого» никак не назовешь, в чем можно наглядно убедиться, просматривая галерею картин на данном сайте. Те же темы, те же мрачноватые мерцающие гаммы, те же плотные, тяжелые, с подчеркнутой лепкой формы, тот же драматизм образов. Однако речь идет не о повторении, а о стабильном и серьезном движении, о наличии подчеркнуто персональной картины мира. Игорь Иванов, без сомнения, сохранил и умножил свой творческий потенциал, доказал свою жизнеспособность перед лицом нового времени и нового художественного поколения. Его негромкий голос уверенно вел свою партию и не терялся в пестром хоре современного питерского искусства. Подтверждением этому, как кажется, являются работы последних лет, которые во множестве представлены в галерее картин на сайте.

Многими из этих качеств Игорь Иванов обязан своему наставнику О. Сидлину. В его студии царил культ вдумчивого созерцания. Здесь учили присматриваться не столько к внешнему существованию предмета, сколько к его внутреннему бытию. Учили видеть в каждом предмете форму, подчеркивая цветом ее пространственную полноту. Здесь ценили «живопись как таковую», живущую собственной, не зависимой от объекта жизнью, – саму живописную ткань, «шевеление» краски, форму мазка, силу кистевого удара, свойства фактуры... И, наверное, потому – чтобы ничто не мешало этому живописному таинству ­– почти исключали цветовые контрасты и сколько-нибудь определенный цвет, отдавая предпочтение светонасыщенным, почти монохромным, родственным, проникающим, – «молчаливым» ­ тональностям («Лучший цвет тот, которого не видно», – говорил Сидлин), что вызывающе бросается в глаза во время просмотра фотографий картин в интернет галерее. Но, может быть, важнее всяких профессио­нальных навыков было воспринятое от учителя и ставшее основой собственно мирочувствия «ощущение тревоги, или даже смутное беспокойство и сомнение в полнокровности бытия (...) земных предметов» (A.Basin, Gazanevshchina, 1974 -1989, Leningrad Jerusalem, 1989).

Куклы

Куклы

  Куклы – исследование более простейшей души, чем человеческая. Кукольный мир – грань, колебание между живым и не живым, между мнимым и действительным существованием. Средоточие не бытия, не бытийности, не событийности, а той сущности, что разлита в мире. Однако в своем самовыражении кукла постоянно находится в состоянии «тихого экстаза». Образуется душа, предстоящая человеческой. Кукла оживает в психическом поле ребенка, в благодатности семейного очага, в его безраздельной теплоте. Семья – место происхождения и жизни души. Происходит самоодушевление куклы. Постоянное состояние художника – между катастрофой и покоем. Душа его и душа куклы схожи – кукла играет с ребенком, а художник – с Богом. Посредством этой игры художник обретает душу. Это обретение и есть творчество. А познание…

Цветы

Цветы

Хорошо известен интерес художников к черному и белому цвету. Эти цвета первородны, их контрасты обладают повышенной энергоемкостью. В черном и белом предопределяется весь цветовой словарь, исцеляется от привычных посредников, к примеру, – в виде неустойчивого, но все же тщательно размеренного валера. Отнюдь не следует умолчать о черных квадратах Казимера Малевича. Весьма не наивные, а умудрено напряженные, просветленные холодным углем, строго безупречные в своей ясности. Однако при работе с натурой вступает в свои полные и безраздельные права Самодержавие Живописи. Холст ставится на мольберт под открытым небом. И на холсте выявляется жизненная сила больших черных и белых пионов, влажно расцветших в ночи; в высшей степени эротичных черно-фиолетовых ирисов с празднично пульсирующей …

Мятая бумага

Мятая бумага

Мятая бумага – постоянный сюжет, связанный с органическим желанием стабилизировать рефлекс – изменчивый, текущий колеблющийся. Сочетаясь с цвето-тональным ритмом через систему скрытого орнамента, рефлекс получает опору. Происходит усиление его материальности ввиду отказа от многоцветия раскрашенности. Как ни трепетно жизненна чистая живопись, в ней есть стремление к монументальной материальности, стремление утвердиться незыблемой твердыней. В конечном счете живопись, как и сама жизнь, все же озабочена своей противоположностью – вечностью. Игорь Иванов, 1993 г. Сюжет «Мятая бумага» демонстрирует базовые принципы формо- и смыслообразования, поэтому может служить методологическим ключом ко всему творчеству Игоря…

Паруса

Паруса

В мае 2004 года Игорь Иванов уехал в творческую командировку на юг Франции, на Лазурный берег. Эти поездки совершались в течении 10 лет. Живопись художника в этот период творчества посвящена написанию больших картин с изображением парусов. Сознание свободы, легкий климат, большое пространство вдохновили его  на создание серии акварелей и масляных работ с парусами. Море, воздух и небо – сверкающие и как будто соединившиеся вместе  в пузырьках водно-воздушного света –  здесь близко-близко к художнику, к его картинам и творческому…

Пейзажи

Пейзажи

Панорама пейзажной живописи художника Игоря Иванова обширна: берега Финского залива, Ладожского озера, сосны Карелии, Валдайские возвышенности. Или загадочные темные храмы Армении, золотистые горы. Или веселые Карпаты с «Кудрявыми» горами, покрытыми буками с мелкими бурными речками. Значительное количество картин с пейзажами художник посвятил русским «Вологодским» мотивам, наработанным в 18-25 лет, которые до сих пор составляют у всех близких родственников небольшие участки стен и страстно сохраняются. Снова и снова художник в своих пейзажах природы возвращается к представлениям детства – зима, весна, лето, осень с большой любовью переносятся в его акварели и масляные работы. В своих пейзажах Игорь Иванов использует дар считывать изменчивость природы, непостижимые для глаза обычного человека. Эту…

Крым

Крым

Среди учеников Сидлина Иванов оказался, пожалуй, самым независимым: в отличие от учителя, отвергавшего вместе с литературностью и «переживательностью» всякую психологию и всякий интерес к чему-либо кроме самой живописи, он мыслит искусство как познание действительности и определяет художника качеством его взаимодействия с предметом. Не менее чем на изобразительных средствах, он сосредоточен на изображаемом объекте. Но есть некоторое соответствие между сидлинским погружением в «психофизику» живописных средств и тем срезом реальности, который особенно занимает художника. В его интересах, возможно, отразилось связанное с естествознанием, с физикой образование. Его внимание направлено на первичную реальность, естественную жизнь, на протекание природных процессов. В своей сосредоточенности он…

Древесная архитектура

Древесная архитектура

«Древесная архитектура – природное ощущение крестьянских построек Русского Севера. Земнородная древесность с наполнением цветом глазоосязательного пространства глубины холста – вмазывание густой краски и лессировочные поливы. Использование лексики архаической супрематики. Приземленная композиция и иррациональные…

Натюрморты

Натюрморты

«Осенние натюрморты – почти сумеречный холодный свет с густыми тенями, нечто высвечивающими из глубины холста. Предметная сущность обогащается средой сгущенных рефлексов, формализованных через чувственное восприятие гаснущего осеннего света. Нашей петербургской осенью с утра и весь день подступают сумерки, а как стемнело, то сразу ночь. Предметы особенно тяжелы, их рефлексы мокры и насыщенны. Чем глубже пространственная тень, тем больше там подразумеваются скрытые…

Две фигуры

Две фигуры

«Любовные сцены – физическое восприятие. И не может быть не таким, если отказаться от пестроты чувственных ощущений. Это реальная жизнь осмысленна в древней энергии фигур как сущностно действующих…

Державный Петербург

Державный Петербург

«Державный Петербург» – так можно назвать еще один, постоянно развивавшийся в живописи Игоря Иванова сюжетный цикл. Очевидна его близость «Куклам». Та же идея – одушевление искусственного тела, подобного человеческому, выявление живого в мертвом, те же принципы достижения цели – подчеркнутая пластическая динамичность и материальная полнокровность отчетливо «лепленной» формы. Эмоционально, однако, скульптурная серия изображений Санкт-Петербурга находится на другом полюсе. Катастрофическое мироощущение «Кукол» сменяется здесь если не благодатным покоем, то светлой печалью. Внутри этого обширного цикла картин много самостоятельных мотивов – статуи Летнего Сада, городские памятники Снакт-Петербурга. Подобные, связанные с предметами искусства, темы были чрезвычайно характерны для живописи так…

Портреты

Портреты