Галерея картин

Подчеркнуто персональная картина мира Игоря Иванова

Игорь Иванов – один из созидателей «газа-невской культуры» (таково ироническое самоназвание ленинградского неофициального искусства, демонстративным снижением интонации подчеркнувшее его альтернативность тогдашнему мэйнстриму). В галерее живописи Игоря Иванова можно посмотреть фото многих авторских работ в разные периоды творческой деятельности художника. Когда просматриваешь галерею картин, сам собой напрашивается вывод, что многое из того, что делалось тогда в живописи, что казалось радикальным, обладающим неоспоримыми художественными достоинствами и безусловной значимостью в перспективе будущего развития, сегодня воспринимается лишь как эхо прошедшего времени. Многие из авторов тех лет известны больше былыми заслугами, самой принадлежностью к славной истории. Персональная картина яркого и сложного мира Игоря Иванова широко раскрывается в галерее живописи художника, заставляя зрителя неосознанно погружаться в некое параллельное пространство.

Игоря Иванова «человеком из прошлого» никак не назовешь, в чем можно наглядно убедиться, просматривая галерею художника на данном сайте. Те же темы в живописи, те же мрачноватые мерцающие гаммы, те же плотные, тяжелые, с подчеркнутой лепкой формы, тот же драматизм образов. Однако чем больше погружаешься в сложную живопись художника, бесконечно перелистывая галерею его картин, тем больше осознаешь, что речь идет не о повторении, а о стабильном и серьезном движении, о наличии действительно подчеркнуто персональной картины мира гения. Игорь Иванов, без сомнения, сохранил и умножил свой творческий потенциал, доказал свою жизнеспособность перед лицом нового времени и нового художественного поколения, в чем все больше убеждаешься, погружаясь в галерею живописи мастера. Его негромкий голос уверенно вел свою партию и не терялся в пестром хоре современного питерского искусства живописи. Подтверждением этому, как кажется, являются работы последних лет, которые во множестве представлены в галерее живописи на сайте.

Многими из этих качеств художник Игорь Иванов обязан своему наставнику О. Сидлину. В его студии царил культ вдумчивого созерцания. Галерея живописи учеников неординарного мастера позволяет понять, что здесь учили присматриваться не столько к внешнему существованию предмета, сколько к его внутреннему бытию. Учили видеть в каждом предмете форму, подчеркивая цветом ее пространственную полноту. Здесь ценили «живопись как таковую», живущую собственной, независимой от объекта жизнью, – саму живописную галерею, «шевеление» краски, форму мазка, силу кистевого удара, свойства фактуры... И, наверное, потому – чтобы ничто не мешало этому живописному таинству ­– на картинах галереи видно, что почти исключены цветовые контрасты и сколько-нибудь определенный цвет, отдается предпочтение светонасыщенным, почти монохромным, родственным, проникающим, – «молчаливым» ­ тональностям («Лучший цвет тот, которого не видно», – говорил Сидлин), что вызывающе бросается в глаза во время просмотра фотографий картин в галерее живописи. Но, может быть, важнее всяких профессио­нальных навыков в живописи было воспринятое от учителя и ставшее основой собственно мирочувствия «ощущение тревоги, или даже смутное беспокойство и сомнение в полнокровности бытия (...) земных предметов» (A.Basin, Gazanevshchina, 1974 -1989, Leningrad Jerusalem, 1989).

Куклы

Куклы

Пожалуй, с наибольшей полнотой экзистенциальное «ощущение тревоги» выразилось в центральном для всего творчества Игоря Иванова цикле «Куклы», работа над которым продолжалась всю жизнь. В галерее живописи на сайте картины с изображением куклы представлены довольно широко. Первичным импульсом для внедрения образа куклы в живопись художника были его бытовые впечатления, житейские обстоятельства – росла дочь и в доме появились куклы. Чем не объект для натюрморта, жанра, на котором воспитывались все сидлинцы? Результатом же стала целая галерея живописи с изображением кукол, сломавшая узкие натюрмортные рамки. Кукла в живописи Игоря Иванова из простого предметного мотива превратилась в универсальный смысловой знак, символ. Возникла чисто философская живопись, вместившая в себя размышления о…

Цветы

Цветы

Цикл «Цветы» наиболее ярко свидетельствует о том, что Игорь Иванов никогда не стоит на месте. По галерее живописи художника наглядно видно, что картины этого творческого цикла со временем становятся более откровенными и чувственными, повышается цветосила и красочное разнообразие, «структурный» мазок превращается в кроющий. Свет скользит по поверхности. Предпочтение все больше отдается естественной, природной форме, причем внимательное изучение картин в галерее живописи по годам позволяет увидеть, что художник с каждым новым холстом все больше символизирует не вечность, но мимолетность существования цветов. Однако Игорь Иванов верен себе. Он монументализирует эту мимолетность, наполняет ее то ликующе-праздничной, то напряженно-тревожной интонацией. Цветы на его картинах взяты крупно, в упор, их…

Мятая бумага

Мятая бумага

Мятая бумага – постоянный сюжет, связанный с органическим желанием стабилизировать рефлекс – изменчивый, текущий колеблющийся. Сочетаясь с цвето-тональным ритмом через систему скрытого орнамента, рефлекс получает опору. Происходит усиление его материальности ввиду отказа от многоцветия раскрашенности. Как ни трепетно жизненна чистая живопись, в ней есть стремление к монументальной материальности, стремление утвердиться незыблемой твердыней. В конечном счете живопись, как и сама жизнь, все же озабочена своей противоположностью – вечностью. Игорь Иванов, 1993 г. Сюжет «Мятая бумага» демонстрирует базовые принципы формо- и смыслообразования, поэтому может служить методологическим ключом ко всему творчеству Игоря…

Паруса

Паруса

В мае 2004 года Игорь Иванов уехал в творческую командировку на юг Франции, на Лазурный берег. Эти поездки совершались в течении 10 лет. Живопись художника в этот период творчества посвящена написанию больших картин с изображением парусов. Сознание свободы, легкий климат, большое пространство вдохновили его  на создание серии акварелей и масляных работ с парусами. Море, воздух и небо – сверкающие и как будто соединившиеся вместе  в пузырьках водно-воздушного света –  здесь близко-близко к художнику, к его картинам и творческому…

Пейзажи

Пейзажи

Панорама пейзажной живописи художника Игоря Иванова обширна: берега Финского залива, Ладожского озера, сосны Карелии, Валдайские возвышенности. Или загадочные темные храмы Армении, золотистые горы. Или веселые Карпаты с «Кудрявыми» горами, покрытыми буками с мелкими бурными речками. Значительное количество картин с пейзажами художник посвятил русским «Вологодским» мотивам, наработанным в 18-25 лет, которые до сих пор составляют у всех близких родственников небольшие участки стен и страстно сохраняются. Снова и снова художник в своих пейзажах природы возвращается к представлениям детства – зима, весна, лето, осень с большой любовью переносятся в его акварели и масляные работы. В своих пейзажах Игорь Иванов использует дар считывать изменчивость природы, непостижимые для глаза обычного человека. Эту…

Крым

Крым

Особое место в живописи художника Игоря Иванова занимает Крым с его уникальной природой, неподражаемой архитектурой и удивительными людьми. Картины с пейзажами Крыма появились в творческой галерее Игоря Иванова летом 1967 года во время первого путешествия на полуостров. Художник сразу и на всю жизнь влюбился в природу Крыма и в последующем неоднократно посещал полюбившиеся места полуострова, что талантливо изобразил на многих своих картинах. Следующее творческое путешествие в Крым состоялось в 1969 году. На этот раз Игорь Иванов поехал на полуостров с Юлием Гольштейном и художником Анатолием Головастовым. Там они задержались на все лето. Товарищи поселились в Кастрополе у подножия горы Ифигении, прямо на природе, в палатке, среди деревьев, у самого обрыва над морем. Однажды Игорь пропал, чем поначалу…

Древесная архитектура

Древесная архитектура

«Древесная архитектура – природное ощущение крестьянских построек Русского Севера. Земнородная древесность с наполнением цветом глазоосязательного пространства глубины холста – вмазывание густой краски и лессировочные поливы. Использование лексики архаической супрематики. Приземленная композиция и иррациональные…

Натюрморты

Натюрморты

«Осенние натюрморты – почти сумеречный холодный свет с густыми тенями, нечто высвечивающими из глубины холста. Предметная сущность обогащается средой сгущенных рефлексов, формализованных через чувственное восприятие гаснущего осеннего света. Нашей петербургской осенью с утра и весь день подступают сумерки, а как стемнело, то сразу ночь. Предметы особенно тяжелы, их рефлексы мокры и насыщенны. Чем глубже пространственная тень, тем больше там подразумеваются скрытые…

Две фигуры

Две фигуры

«Любовные сцены – физическое восприятие. И не может быть не таким, если отказаться от пестроты чувственных ощущений. Это реальная жизнь осмысленна в древней энергии фигур как сущностно действующих…

Державный Петербург

Державный Петербург

«Державный Петербург» – так можно назвать еще один, постоянно развивавшийся в живописи Игоря Иванова сюжетный цикл. Очевидна его близость «Куклам». Та же идея – одушевление искусственного тела, подобного человеческому, выявление живого в мертвом, те же принципы достижения цели – подчеркнутая пластическая динамичность и материальная полнокровность отчетливо «лепленной» формы. Эмоционально, однако, скульптурная серия изображений Санкт-Петербурга находится на другом полюсе. Катастрофическое мироощущение «Кукол» сменяется здесь если не благодатным покоем, то светлой печалью. Внутри этого обширного цикла картин много самостоятельных мотивов – статуи Летнего Сада, городские памятники Снакт-Петербурга. Подобные, связанные с предметами искусства, темы были чрезвычайно характерны для живописи так…

Портреты

Портреты

Несмотря на то, что потрет ­– наиболее востребованный в современной живописи жанр, художник Игорь Иванов никогда не был портретистом в полном смысле этого слова. Для большинства художников-портретистов главная задача – добиться на холсте максимально возможного сходства с человеком. Однако Игорь Иванов всегда стремился наиболее точно отобразить личные черты характера человека, создать не просто портрет, а передать художественными средствами живописи образ личности. Портреты создавались художником на протяжении всей творческой жизни в разные годы. Игорь Иванов писал портреты, в основном, маслом, однако широко использовал акварель и гуашь. Одна из самых известных работ художника в этом жанре – «Портрет пожилого мужчины» (портрет отца). Сегодня эта картина хранится в Русском…