Блог

История Музея нонконформизма

Музей нонконформистского искусства (МНИ) — это уникальный выставочный, научный и образовательный центр, который занимается изучением и продвижением независимой российской культуры, а также отечественного и зарубежного современного искусства. Основанный в 1998 г. на базе Арт-центра «Пушкинская-10», Музей нонконформизма в Санкт-Петербурге первым заявил о необходимости сохранения и исследования наследия советского нонконформизма и сделал это своей миссией. Коллекция Музея нонконформизма насчитывает около 4000 произведений живописи, скульптуры, графики и фотографии, а в его архиве хранятся важные документы из истории ленинградского андеграунда. Музей нонконформизма входит в Международный совет музеев ICOM (International Council of Museums) и ежегодно реализует несколько десятков художественных проектов в собственных залах и на других площадках. Среди его партнеров — крупнейшие российские музеи, включая Эрмитаж и Государственный Русский музей, а также ряд ведущих зарубежных музеев, галерей и университетов.

Музей нонконформизма в Санкт-Петербурге официально открылся в ноябре 1998 г., однако его собрание ведет свою историю еще с начала 1980-х гг., когда после знаменитой квартирной выставки «на Бронницкой» (1981) сформировалось объединение неофициальных ленинградских художников, в будущем основавших Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). К началу перестройки ТЭИИ провело на разных площадках в Ленинграде ряд крупных выставочных проектов, после завершения которых многие произведения оставались у художников-организаторов Сергея Ковальского и Евгения Орлова. Некоторые работы были подарены, другие — оставлены на бессрочное хранение из-за отсутствия мастерских у авторов, не являвшихся членами Союза художников.

Первым местом хранения собрания Музея нонконформизма стала рекламно-оформительская мастерская объединения «Сокол», где тогда работал Евгений Орлов. Когда в подсобных помещениях и кабинете главного художника объединения уже не оставалось свободного места, картины стали размещать и в других пространствах мастерской. Так здесь сформировалась импровизированная экспозиция советского нонконформизма, а впоследствии стали проводиться неофициальные выставки художников групп «5/4» и «7». По мере того, как росло число выставок, постепенно расширялась и коллекция картин. Когда в 1989 г. Евгений Орлов в связи с временным переездом в Швецию ушел из объединения «Сокол», все произведения были перевезены в «Галерею 10-10» в недавно возникшем сквоте на Пушкинской ул., 10. Этот первый пери¬од истории коллекции будущего Музея нонконформизма был связан со множеством трудностей. Так, еще до того, как коллекция была учтена и получила официальный статус, некоторые произведения оказались безвозвратно утрачены.

После капитального ремонта в 1997-1998 гг. начался новый этап в истории «Пушкинской-10» и одновременно — новый этап в истории Музея нонконформизма. На месте легендарного сквота появился арт-центр, объединивший в себе мастерские художников и музыкантов, выставочные залы и концертные площадки. Здесь разместилась и коллекция советского нонконформизма, которая к тому моменту насчитывала уже более 2 ООО экспонатов.

Музей нонконформизма в Санкт-Петербурге стал первым в мире центром по сохранению и исследованию наследия советского нонконформизма. Достойное место в коллекции нового музея заняли произведения таких известных групп, как «стерлиговцы», «сидлинцы», «Орден нищенствующих живописцев», «Летопись», «Алипий», «Пятая четверть», «Новые художники», «Митьки», «Остров», художников Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), а также работы художников-членов Товарищества «Свободная Культура». Через год после открытия на базе Музея нонконформизма по инициативе искусствоведа и художника Андрея Хлобыстина появился Петербургский архив и библиотека независимого искусства (ПАиБНИ), просуществовавший здесь до 2007 г. Помимо коллекционирования документов и материалов о творчестве художников ленинградского андеграунда 1980-1990-х гг., архив вел активную выставочную и издательскую деятельность.

На тот момент советский нонконформизм практически не был представлен в государственных музейных институциях. Тем не менее, частные собрания нонконформистского искусства уже существовали как в России, так и за рубежом. Здесь, конечно, особое место занимает коллекция Нортона Доджа, которому еще во времена холодной войны удалось вывезти в США произведения художников советского нонконформизма. В 1995 г. собрание Нэнси и Нортона Додла, насчитывавшее тогда около 20 000 экспонатов, было передано Музею Циммерли при Ратгерском университете (Нью-Джерси), где хранится до сих пор. После того, как в 1991 г. были открыты границы, в страны бывшего СССР в поисках нового русского авангарда хлынул поток западных коллекционеров и арт-дилеров. Так произведения советских нонконформистов начали постепенно пополнять частные, а позже и институциональные собрания по всему миру.

Сегодня интерес к нонконформистскому искусству продолжает повсеместно расти, и творчество художников советского нонконформизма занимает заслуженное место в истории мирового искусства XX в. Однако до сих пор существует множество неразрешенных вопросов, связанных с наследием советского нонконформизма, которые остаются предметом споров как среди специалистов, так и среди самих художников. Важными темами в этой дискуссии становятся идеология и критерии нонконформизма, политическая составляющая этого движения, его роль в контексте современного искусства на локальном и глобальном уровне.

Музей нонконформизма в Санкт-Петербурге — институция, уникальная по своему устройству, формату и методам работы. От многих других музеев, галерей и архивов, представляющих сегодня советский нонконформизм, Музей нонконформизма отличает тот факт, что у его истоков стоят сами художники-нонконформисты. Основатели музея Евгений Орлов и Сергей Ковальский — яркие фигуры ленинградского андеграунда, организаторы ТЭИИ, кураторы и участники многочисленных выставок советского нонконформизма. Формально они не были специалистами в музейном деле, но значительно важнее оказался их обширный круг знакомств с художниками и коллекционерами, многолетний опыт организации выставок и живое видение того, каким именно должен быть будущий музей. Таким образом, Музей нонконформизма стал в некоторым смысле коллективным художественным проектом, воплотившим концептуальные и ценностные установки самих художников-нонконформистов, чью роль в истории и сегодняшней работе Музея нонконформизма трудно переоценить.

Уже с момента открытия Музей нонконформизма в Санкт-Петербурге ведет активную выставочную деятельность, каждый месяц представляя новые проекты в своих залах и на площадках партнеров. Помимо групповых и персональных выставок художников-нонконформистов, музей нонконформизма знакомит посетителей с новейшими течениями в области отечественного и зарубежного искусства, проводит образовательные программы и научные мероприятия, регулярно издает каталоги, монографии и сборники.

Кроме большого зала, где проходят временные выставки, и малого зала, отведенного для демонстрации коллекции, в комплекс музея нонконформизма в Арт-центре «Пушкинская-10» входит авторская галерея Вадима Воинова «Мост через Стикс», организованная в 1994 г. при поддержке Отдела новейших течений Государственного Русского музея, а также посвященная самиздату экспозиция в галерее-коридоре «Самиздат А4».

За двадцать лет существования Музей нонконформизма в несколько раз увеличил свою коллекцию, наладил партнерство с ведущими музеями, галереями, научными и образовательными учреждениями по всему миру, выработал собственную, уникальную стратегию работы. В ее основе лежит непрерывное взаимодействие с представителями нонконформистского движения, их активное участие в жизни Музея нонконформизма, обмен знаниями и опытом между разными поколениями. Сохраняя изначальную концепцию музея, созданного художниками для художников, Музей нонконформизма в Санкт-Петербурге ведет постоянную работу по модернизации в соответствии с последними мировыми тенденциями в музейной сфере. Сегодня, наряду с сохранением сложившихся традиций и первоначальной миссии, важной задачей для Музея нонконформизма становится изучение собственной истории, переосмысление моделей музейной работы и роли музея в современном обществе как места для диалога, эксперимента и взаимодействия.

Разместить комментарий