Блог

Объединение художников «Мир искусства»

После отмены крепостного права в России и борьбы за освобождение рабов в США, закончившейся обнародованием на весь мир «Прокламации об освобождении рабов», к правам человека в мире стали относиться по-другому, более внимательно.

Во Франции Указ Наполеона III о праве художника выставить все произведения, не принятые в Салон 1863 года, явил миру в «Салоне отвергнутых» импрессионистов.

В том же 1863 году в России заявил о себе исторический реализм в лице бунтовщиков Петербургской Академии Художеств. Четырнадцать ее выпускников объединились и отказались писать обязательную конкурсную программу, покинули Академию и создали (по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863)) объединение художников «Артель художников». К началу 1870-х артель распалась, и некоторые ее члены вошли в крупнейшее объединение художников-реалистов «Товарищество передвижных художественных выставок». Благодаря передвижным выставкам сотни тысяч зрителей огромной империи познакомились с современным искусством.

Создание объединения художников «Мир искусства»

Объединение художников «Мир искусства» (1890-1904,1910-1924), не принимая надоевшую социальную тематику, тенденциозность ТПХВ, пригласило к участию в своих выставках «Русских и финляндских художников» (1898), «Первой международной» (1899), организованной С. Дягилевым, художников-передвижников В. Серова, А. Васнецова, И. Репина, И. Левитана, М. Нестерова, К. Коровина, Л. Пастернака, А. Рябушкина.

Участвовали в этом объединении художников и единомышленники Дягилева:

  • А.Бенуа,
  • Л. Бакст,
  • К. Сомов,
  • Е. Лансере,
  • М. Врубель,
  • А. Гален-Каллела,
  • В. Бломстед и др.

Выставка сделала Дягилева знаменитым на весь мир, несмотря на противоречивые отклики (В. Стасов назвал ее «оргией беспутства и безумия», «подворьем прокаженных»). Стало понятно, что создание нового творческого объединения художников «Мир искусства» и журнала, которые впоследствии получил аналогичное название «Мир искусства», реально. Заручившись материальной поддержкой известных меценатов, княгини М.Тенишевой и промышленника С. Мамонтова, с чьими именами связано творчество многих художников, с ноября 1898 года начали выпускать прекрасно оформленный журнал объединения художников «Мир искусства» (1898-1904). В первом номере С.Дягилев поделился своими мыслями о будущем русского искусства: «Соединив силу нашей национальности с высокой культурой наших ближайших соседей, мы могли бы заложить основание для создания нового расцвета и для совместного и близкого шествия нашего на Запад».

Карикатура на Дягилева в журнале Шут 1900Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) художественный и театральный деятель, импресарио - уникальный, непревзойденный по сей день. Благодаря Дягилеву и объединению художников «Мир искусства» началась новая эпоха в живописи, балете, в издательском деле.

В 1890 году, закончив Пермскую гимназию, Дягилев приехал в Петербург. Жил у родной тетки А. П. Философовой, известной общественной деятельницы.

Осенью, поступив вместе с двоюродным братом Дмитрием Философовым (1872-1940) на юридический факультет, Дягилев знакомится с А. Бенуа, В. Нувелем, составившими ядро будущего объединения художников «Мир искусства». По окончании университета друзья не стали заниматься юридической практикой. С гимназических лет они видели себя в искусстве.

В феврале 1897 года, в Музее училища барона А. Л. Штиглица, 25-летний Дягилев осуществил первый в жизни выставочный проект - «Выставка английских и немецких акварелистов», а в октябре выставку скандинавских художников (более 70 экспонентов из Швеции, Норвегии, Дании. Среди них - А. Цорн, Б. Лильефорс, К. Ларсон). Несомненно Дягилеву в его организационной деятельности помогло юридическое образование.

Сдержанный и молчаливый В. Серов, подружившись с С. Дягилевым, не только поддержал идею создания журнала «Мир искусства», но и стал членом редакции журнала и был до конца жизни с художниками из объединения «Мир искусства». Бенуа и Добужинский называли Серова «совестью» «Мира искусства». «Мир искусства» был не просто выставочным объединением художников, как Товарищество ПХВ и другие союзы художников. Деятельность объединения художников «Мир искусства» была многогранна: мирискусники внесли свой вклад в обновление живописи и графики, театра, музыки, книжного дела, художественной критики; в успехе русского балета в Париже большую роль сыграла их театрально-декоративная живопись.

Члены объединения художников «Мир искусства»:

  • редакторы С. Дягилев и А. Бенуа,
  • художники А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Г. Нарбут, М. Добужинский, К. Сомов

сумели реализовать свои взгляды на печатное издание, как на произведение искусства, в котором все слагаемые (бумага, переплет, украшения, иллюстрации, шрифт и т.д.) должны находиться в гармонии. Их деятельность положила начало книжной графике как особому виду изобразительного искусства. Призыв Бенуа, знатока и ценителя книги, относиться к ней, как к одному из важнейших видов художественной культуры, был претворен в жизнь.

А. Ромм. На выставке Мир искусства. 1912Отвергая как академизм, так и «тенденциозность» передвижников, принимая некоторые идеи модерна, художники из объединения «Мир искусства» объявили «полный пересмотр» отношения к русскому искусству, ориентируясь на XVIII - начало XIX века, на идеи рококо и классицизма.

На складах Академической типографии они нашли матрицы, по которым отлили шрифт времен Елизаветы (т.н.«Елизаветинский»), оформление выдерживалось в ажурной черно-белой манере. В редакции обсуждались каждая иллюстрация, инициальная буква, заставка, виньетка, чувство меры, контраст, ритм шрифтов стремились выдерживать.

В. Конашевич, С. Чехонин, Д. Митрохин, Г. Нарбут из объединения художников «Мир искусства» стилизовали шрифт под XVIII - начало XIX века на основе рококо и классицизма. С.Чехонин в ампирные гирлянды после 1917 года вплетал советскую символику, в роспись фарфора переносил манеру собственных графических книжных работ; его буквы кажутся вырезанными из черной бумаги. А.Бенуа предпочитал работать над иллюстрациями, но разрабатывал новый шрифт. И. Билибин, входящий объединение художников «Мир искусства», пожалуй, единственный рисовал русскую вязь с элементами модерна.

Входящий в объединение художников «Мир искусства» Лев (будущий Леон) Бака возглавлял художественный отдел журнала. Он был не только иллюстратор, но и дизайнер художественного образа книги, журнала, плаката. А. Бенуа называл его каллиграфом русского искусства. В 1909-м Бака навсегда уехал в Париж, посещал Россию только краткими наездами. Его имя неотделимо как от объединения художников «Мира искусства», так и от «Русских сезонов».

Лев Бака - «удивительный художник-декоратор огромного вкуса, бесконечного воображения», - писала А.Остроумова-Лебедева. С закрытием журнала «Мир искусства» в 1904-м, главный организатор всех мероприятий объединения художников «Мир искусства» С.Дягилев начал активно пропагандировать русское искусство за рубежом.

«Русские сезоны»: выставки объединения художников «Мир искусства»

С выставки в Осеннем салоне в 1906-м году начались Русские сезоны. На выставке Дягилев представил большую ретроспективу русской живописи «Два века русской живописи и скульптуры» - от древнерусских икон до картин художников из объединения «Мир искусства» и авангардистов.

Второй русский сезон (май 1907 года) открылся циклом Русских исторических концертов на сцене «Гранд Опера».

Третий Русский сезон (май-июнь 1908) на сцене «Гранд Опера» открыли премьерой «Бориса Годунова» Мусоргского (пост. А. Санина, декорации А. Головина и А. Бенуа, костюмы И. Билибина, К. Коровина, С. Дягилева). Самобытный талант Федора Шаляпина потряс искушенных парижан.

Четвертый Русский сезон (май-июнь 1909) (Первый балетный) прошел с триумфом на сцене театра «Шатле».

Не только новаторская хореография Михаила Фокина и мастерство танцовщиков Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Иды Рубинштейн, но и сценография, костюмы, грим, музыка потрясли искушенных парижан. Финал каждого спектакля сопровождался бурными овациями. Во всех газетах писалось о «русском чуде».

Знакомство парижан с объединением художников «Мир искусства» началось с премьер:

  • балета «Павильон Армиды» Н. Черепнина,
  • балета «Сильфида» на музыку Ф. Шопена, А. Глазунова, А. Лядова, С. Танеева (хореограф М. Фокин, декорации А. Бенуа),
  • оперы «Иван Грозный» («Псковитянка») Н. Римского-Корсакова (режиссер А. Санин, декорации Н. Рериха, А. Головина, Д. Стеллецкого).

Оноре Домье. Семья посещает Парижский салон 1863 года и комментирует картину Олимпия МанеДо начала войны 1914 года прошло пять Русских сезонов с нарастающим успехом. Девятый Русский сезон состоялся на сцене театра Монте-Карло в апреле 1914 года и открылся премьерой балета «Бабочки» на музыку Р. Шумана (хореограф М. Фокин, декорации М.Добужинского, костюмы Л. Бакста).

«Русские сезоны» (Русские балетные) стали «золотой эпохой» Серебряного века. Голландский историк Шенг Схейен своей книге о С.Дягилеве не зря дал название - «Дягилев. «Русские сезоны» навсегда».

В антрепризе Дягилева Бакст стал художественным руководителем (с 1911), реализуя себя как декоратор, художник по костюмам, как либреттист. «Русские сезоны» покорили оба континента. Дягилев ангажировал лучших исполнителей Мариинского и Большого театров:

  • Павлову,
  • Карсавину,
  • Фокину,
  • Нижинского,
  • Больма, Гельцер,
  • Каралли и других.

Главным хореографом пригласил новатора Фокина.

Высокий уровень танцевальной техники, декорации, костюмы, реквизит производили ошеломляющее впечатление. Личные знакомства иногда заканчивались браками (например,О.Хохлова и П.Пикассо). Знакомство с музыкой Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова, Стравинского и других становилось значительным событием в жизни Парижа.

В годы войны художник из объединения «Мир искусства» Бакст жил в Швейцарии и Париже, создавал рисунки и эскизы одежды для домов мод для частных лиц портреты. Среди портретов - портрет И. Глазунова, воспроизведенный как фронтиспис в сборнике «Господин из Сан-Франциско» (Париж, 1922). Среди обложек и иллюстраций - оформленная Бакстом книга Алексея Ремизова «ЦарьДодон» (1922). Русский театр триумфально гастролировал в Европе, а в Петербурге художники из объединения «Мир искусства» возродили общество «Мир искусства» (1910-1924), издавали прекрасные книги, плакаты.

На протяжении 1912-1916-х Бенуа публиковал в газете «Речь» статьи, направленные против кубистов, футуристов, беспредметников. В ответ Давид Бурлюк выпустил брошюру тиражом 1100 экземпляров «Галдящие «Бенуа» и новое русское национальное искусство».

В 1913 году в доме Матюшина на станции Уусикирко (Финляндия) состоялся «Первый всероссийский съезд баячей будущего» (футуристов). Присутствовали только трое:

  • Матюшин,
  • Крученых
  • Малевич.

На съезде решили, что футуристы должны создать свой театр. 2, 3, 4 и 5 декабря 1913 года в театре «Луна-парк» на Офицерской (Декабристов) улице (здания не сохранились) прошли четыре вечера театра общества «Союза молодежи» - «Первого в мире футуристов театра». Были показаны трагедия «Владимир Маяковский» в исполнении автора и опера в двух действиях «Победа над солнцем» (либретто А. Крученых, музыка М. Матюшина, оформление К. Малевича при участии И. Школьника и П.Филонова).

На всех вечерах был аншлаг. Ждали скандала. У подъезда дежурили городовые, в зале находился главный полицмейстер. Зал и аплодировал, и свистел, и хохотал.

На сцену в желтой кофте выходил Маяковский, закуривал папиросу и читал стихи - устанавливал контакт с залом.

По замыслу авторов, входящих в объединение художников «Мир искусства», опера «Победа над солнцем» была призвана освободить слово, звук и форму. В опере были задействованы два профессиональных артиста, не пожелавшие печатать свои имена на афишах, большинство ролей исполняли студенты.

О постановке оперы поэт Бенидикт Лифшиц писал в воспоминаниях «Полутораглазый стрелец». Крученых исполнял две роли - Неприятеля и Чтеца. В зале присутствовали московские эгофутуристы, разодетые в бархат, шелка и парчу, с разрисованными щеками и ожерельями на лбу. Публика веселилась, стоял страшный шум. Один из спонсоров, А.Фокин (брат балетмейстера М.Фокина), в конце спектакля на призывы публики: «Автора, автора!», - закричал из ложи: «Его увезли в сумасшедший дом!».

Первые литографические поэтические сборники в России начали издавать футуристы. Первопроходцы - Алексей Крученых и Велемир Хлебников. Расцвет литографированных сборников футуристов совпал с пиком их популярности в 1913-1914 годы.

В 1913 году вышел сборник «Трое» (А. Крученых, В. Хлебников, Е. Гуро). Обложка и рисунки - К. Малевич. (СПб: Журавль, [1913].)

Первая футуристическая выставка «Трамвай В» (в пользу лазарета деятелей искусав) была открыта в Петрограде в Обществе поощрения художеств в марте 1915 года.

В начале 1914 Филонов декларирует принципы «аналитического искусства» в манифесте «Сделанные картины».

Ольга Розанова. Афиша к спектаклям футуристов в Луна-паркеВ 1914 году (март-апрель) в Париже в Салоне независимых выставились 78 художников, среди них В. и Д. Бурлюки, Малевич, Матюшин, Пуни, Экстер. Профессор, действительный член Российской академии художеств А. К. Якимович в это время отзывается о Малевиче как о «жестоким и антропологически недружелюбном художнике». «Это видно по его участию в постановке "Победы над Солнцем" (1913) и по его "Черному квадрату" 1915 года, - писал А. К. Якимович. - Смысл "Квадрата" очевиден. Он вытекает из текстов Малевича, в которых он резко ругал музейное искусство, то есть, на самом деле, ругал того зрителя, которому милы "женские ляжки и гитара в лунном свете", как он однажды глумливо написал. И "Черный квадрат" есть очевидный жест в сторону этого зрителя, который любит прекрасное, пришел полюбоваться, а ему перед глазами ставят черную печную заслонку, и еще сочиняют целые трактаты про супрематизм, про новое начало искусства, про абсолютный нуль и прочие метафизические материи».

Не только субъективные причины, но и объективные - Мировая война, Февральская и Октябрьская революция - не способствовали популярности авангардистов.

Революцию 1917 года К. Малевич, В. Татлин, М. Матюшин, П. Филонов, Н. Альтман и другие приняли с энтузиазмом. Новая власть, уловив в авангарде революционные нотки, решила использовать его в пропагандистских целях.

При Наркомпросе (Народном комиссариате просвещения) был создан отдел ИЗО. В отделе служили:

  • В. Кандинский,
  • К. Малевич,
  • О. Розанова,
  • А. Родченко,
  • В.Татлин и др.

В Москве под руководством В. Кандинского в 1920-1921 гг. открылся Институт художественной культуры.

В Витебске К. Малевич создал коммуну «утвердителей нового искусства (УНОВИС, 1920-1921 гг.).

В Петрограде Академию художеств преобразовали в Петроградские государственные Свободные мастерские (СВОМАС, 1918-1921 гг.), в которые принимали без экзаменов.

В 1932 году окончательно разогнали художественные объединения, авангард объявили «идеологической диверсией империализма».

Разместить комментарий