Русская живопись

Выставка картин XVI-XX веков из собраний Г. Басмаджяна. 1988 год

Впервые я встретился с Гаригом Басмаджяном более двадцати лет тому назад у выдающегося армянского поэта Гургена Маари. Армянин из Иерусалима писал стихи по-английски и изучал филологию в Ереванском университете. Оценив несомненное поэтическое дарование автора английских стихов, Гурген Маари сказал словами Эмиля Верхарна: «Стихи надо писать на том языке, на котором…

Русские художники. Часть 8 Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века

Первые десятилетия нашего века, канун Октябрьской революции, характеризуются быстрой сменой самых различных художественных направлений и течений. Так, от неоимпрессионизма исходил в начале своего творчества Н. П. Крымов (1884-1958). В пейзажах этого художника все как бы растворялось в свете и воздухе («Крыши под снегом»). Это служило выражению его лирического восприятия…

Русские художники. Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала XX веков

Органическое сочетание интимного, личного и общественно-эпохального со всей силой выступает на картинах с пейзажами природы русского художника И. И. Левитана (1860—1900). Самый крупный из мастеров «пейзажа настроения», художник Левитан одновременно завершает развитие реалистической русской пейзажной живописи в XIX веке и открывает новые перспективы. В своих картинах…

Русские художники. Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века

Пейзажи природы наиболее ярко раскрывались в картинах художника  В. Д. Поленова (1844—1927), пейзажная живопись которого наиболее близка по духу к передвижникам. Картина «Московский дворик» является характерным примером творчества художника. Кусочек патриархальной Москвы с традиционным бытом старых дворов и особняков в кривых переулках показан с легким лиризмом и полон…

Русские художники. Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века

Значительное развитие пейзажи природы в живописи получают уже в 70-х годах, когда пейзаж органически входит в общую, ведущую, обобщавшую все виды живописи передвижников тему — тему народной жизни. Осознается не только эмоциональная выразительность пейзажа природы, но и возможность передачи, выражения в нем социальных идей и чувств. Пейзажная живопись опиралась здесь и на то…

Русские художники. Часть 4. Русский романтизм в пейзажной живописи

Вторая, более сильная и открыто проявлявшаяся волна русского романтизма в живописи сказалась в творчестве М. Н. Воробьева и И. К. Айвазовского. М. Н. Воробьев (1787—1855) в своих видах Петербурга развивает романтическую трактовку городского пейзажа, начатую Алексеевым. Но тихая, спокойная поэзия и красота повседневного сменяются в живописи у Воробьева романтизмом подчеркнутой…

Русские художники. Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи

Классицизм в русской пейзажной живописи получил свое характерное выражение в пейзажах Ф. М. Матвеева (1758—1826), который прожил всю жизнь в Италии и писал картины на мотивы итальянской природы. Если для Сем. Щедрина природа была олицетворением поэтических чувств, прообразом духовной красоты человеческой личности и мира ее мечтаний, то для Матвеева она становится выражением идей…

Русские художники. Часть 2. Пейзаж в русской живописи

Пейзаж складывается как особый, самостоятельный род русской живописи в последней четверти XVIII века. До этого существовали, с одной стороны, документирующие видовые изображения, а с другой — декоративно и условно трактованные изображения природы или фантастических нагромождений архитектуры. Документальные изображения городов и дворцов сложились в петровскую эпоху в…

Русские художники. Часть 1. Русская пейзажная живопись

Еще на заре развития русской пейзажной живописи, когда она делала свои первые шаги, поэт М. Муравьев с любовью и признательностью писал о ней: С какою ревностью бежим мы зреть картины, На коих плавный скат, простертые долины Иль изобильный ток глубокие реки Живописала кисть художничьи руки. А современник замечательного расцвета русской и западноевропейской пейзажной…