Вторая, более сильная и открыто проявлявшаяся волна русского романтизма в живописи сказалась в творчестве М. Н. Воробьева и И. К. Айвазовского. М. Н. Воробьев (1787—1855) в своих видах Петербурга развивает романтическую трактовку городского пейзажа, начатую Алексеевым. Но тихая, спокойная поэзия и красота повседневного сменяются в живописи у Воробьева романтизмом подчеркнутой поэтичностью мотива лунных ночей, напряженностью и сконденсированностью переживания, характерной для романтиков. Развивает Воробьев и видописание, так же, как и М. Иванов, сочетая его с батальной тематикой. Русские современники особенно ценили в романтизме живописи М. Воробьева поэтическую передачу атмосферы, ее эмоциональную выразительность. Мы видим это в «Иерусалиме ночью» (1820-е гг.) с его таинственной тишиной; фиолетовой гаммой художник передает ночной воздух.
Воробьев в рамках романтизма в русской живописи воспитал целую плеяду пейзажистов, работавших в разном роде. Братья Чернецовы были преимущественно видописцами и изображали русские виды Волги, Петербурга, Кавказа. Их работы характеризуются соединением перспективизма с романтическими приемами и эффектами. Все это мы видим в картине Г. Г. Чернецова (1802—1865) «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Петербурге», характерной также и сюжетом военного парада.
Ярким представителем пейзажного романтизма в стал ученик Воробьева И. К. Айвазовский (1817—1900), вошедший в русскую живопись как поэт морской стихии. В своем долголетнем творчестве Айвазовский постепенно переходил от романтизма в русской живописи с ее мотивами лунных ночей («Мыс Фиолент»), бурь и кораблекрушений и яркой разноцветностью красок к более реалистическим, спокойным и значительным образам моря («Черное море»).
Замечателен вклад в романтизм русской живописи А. А. Иванова (1806—1858). Он писал этюды с натуры для фонов своих картин. В особенности много романтических пейзажей было сделано им для «Явления Христа народу». Та серьезность, глубина, с которой Иванов относился ко всякой встававшей перед ним задаче, сказалась и здесь. Его романтические поиски пейзажного фона для картины превратились в многолетнее, поражающее своими достижениями, художественное освоение и отображение природы в русской живописи. В процессе работы над пейзажными этюдами создавались, разумеется, и такие, как «Аппиева дорога», которые не были связаны с картиной.
Романтически пейзажи Иванова представляют собой замечательные образцы правдивого, глубоко продуманного и прочувствованного изображения природы в русской живописи. Работая прямо на натуре, Иванов достигает больших результатов в передаче света, воздуха, сохраняя при этом всю силу и яркость цвета, его эмоциональную выразительность и даже символику. С огромной убедительностью передает он пространство, подчеркивая его фигурами мальчиков или изображая дали сквозь деревья, рисуя море крыш города. Материально убедительны и вместе с тем одухотворены романтикой в его пейзажах и деревья, и море, и полоса тумана, и камни, видимые в воде. Никто из представителей русской живописи того времени не внес столько романтики в процесс передачи натуры, как Иванов, который всегда стремился сочетать верность искусству художника с возвышенным воззрением на природу. Его не удовлетворяет писание ландшафтов только «портретным образом», и он вкладывает в них, как в свою историческую и мифологическую живопись, большое философское содержание. Его этюды в своей глубокой внутренней содержательности, композиционности и живописном совершенстве смотрятся, по сути дела, как картины.
Ограничимся для краткости только упоминанием промежуточных явлений. Таковы пейзажи Н. Н. Ге (1831—1894), связанные с традициями и классицизма в русской живописи, и романтики. В них видно и стремление продолжить русские традиции пейзажных этюдов А. Иванова. Таково своеобразное выражение тех чувств и настроений, которые роднят творчество П. А. Федотова с повестями о «бедных людях» Гоголя и Достоевского в пейзаже «Зимний день», писанном то ли самим Федотовым, то ли художником его круга. Таков пейзаж «Дорога в окрестностях Петербурга» 50-х годов, работы Н. Д. Ульянова (1816—1856). Подобные пейзажи связывают романтические традиции в живописи венециановцев с русскими пейзажистами 60-х годов.
Романтизм в русской живописи особенно проявился в задачах обличения и поучения, ставших главными в эпоху высокого демократического подъема. Задачи эти, естественно, осуществлялись главным образом в жанровой живописи, которая поэтому господствовала в русской живописи 60-х годов. Но «нравственно-общественное направление» романтизма в живописи отражалось и на возникавшем в это же время новом русском пейзаже. В ранних работах М.К. Клодта, Л. Л. Каменева и других мы видим унылые и бедные картины русской природы, которые, с одной стороны, как бы указывали на нищету и тяжесть народной жизни, а с другой стороны стали ярким отражением романтизма в русской живописи того времени. Так трактует природу и жанровая живопись. В. Г. Перов в пейзажных фонах своих картин («Сельский крестный ход на пасхе», «Последний кабак у заставы» и др.) использует унылый пейзаж для усиления выразительности, эмоционального звучания изображения.
Другие статьи цикла «Русские художники»
Часть 1. Русская пейзажная живопись
Часть 2. Пейзаж в русской живописи
Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи
Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века
Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века
Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала xx веков
Часть 8 Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века