О художнике

Художник Игорь Васильевич Иванов

Художник-нонконформист Игорь Иванов – наиболее известный и независимый из учеников знаменитого О. А. Сидлина. Он в совершенстве постиг школу учителя, отличавшуюся характерным вниманием к секретам мастерства живописности. Хотя, в отличие от самого Сидлина, принципиально не признававшего любую психологичность, эмоциональность, чувственность в искусстве живописи и отрицавший внимание художника к чему-либо, кроме непосредственно живописи, Игорь Иванов воспринимал изобразительное искусство в качестве способа познания мира и определял художника умением взаимодействовать с окружающей действительностью. Поэтому в среде остальных сидлинцев картины Иванова гораздо динамичнее и экспрессивнее, что наглядно подтверждается иллюстрациями, размещенными на персональном сайте художника.

Игорь Иванов – личность, которая в советском обществе у одних вызывала притяжение и интерес, а у других – отчуждение и непонимание. Свою личность художника ему приходилось отстаивать и доказывать. Галина Иванова

Игорь Иванов – серьезный, глубокий живописец. Его творческая судьба определена закономерностями внутреннего развития, эволюции. Игорь Васильевич начинал в период, когда целому поколению ленинградских художников открылись новые горизонты живописно-пластической культуры XX века. Ранее этого они не могли познать ни в профессиональной школе, если она была, ни в процессе самостоятельного изучения искусства. Такое открытие живописной культуры постимпрессионизма, а затем и русского авангарда, стимулировало поиски внесюжетных средств выразительности.

Художественно-творческая деятельность Игоря Иванова

Игорь Васильевич Иванов – ветеран ленинградских неформальных выставок: он был участником самой первой, состоявшейся в ДК им. Газа в 1974 году. Это обстоятельство (хотя Игорю Иванову неоднократно случалось выставляться в ЛОСХе) – существенный факт его творческой биографии. Существенный, но не определяющий, хотя в бурной художественной и около­художественной жизни организационные, групповые, манифестационные моменты подчас выступали на первый план и первыми бросались в глаза.

Определяющим в судьбе Игоря Иванова, несомненно, стало то, что он ­– серьезный, глубокий живописец. Его творческая судьба определялась закономерностями внутреннего развития, эволюции, и к этим законо­мерностям, отвлекаясь от привходящих обстоятельств, хочется привлечь внимание. Иванов начинал в период, когда целому поколению ленинградских художников, развивавшихся впоследствии крайне несхоже, открылись новые горизонты живописно-пластической культуры XX века, которых ранее не могли им открыть ни профессиональная школа, если она была, ни самостоятельное изучение искусства. Это открытие живописной культуры постимпрессионизма, а затем и русского авангарда стимулировало поиски внесюжетных средств выразительности.

Первые работы Игоря Иванова, как профессионального художника, выдают последовательность, осознанность пластических задач, которые он ставит перед собой: в своих натюрмортах он то гасит светосилу цвета, заставляя «работать» силуэт и фактуру, то, напротив, лепит форму цветом. Далее, видимо, приходит увлечение Сезанном, стремление передать весомость, материальность цвета, осязае­мость предметного ряда.

Затем наступает этап глубокого самостоятельного развития, живописно-пластические искания приобретают отчетливо читающееся содержа­тельное измерение. Появляются первые натюрморты с куклами, открывающие многолетний и по сей день продолжающийся цикл. Мотив кукол в живописи трактуется художником Игорем Ивановым многообразно, в разных «сюжетных» поворотах и версиях: есть и детские портреты с куклами, есть натюрморты. Несомненно, однако, что куклы – не просто предметный мотив, он вызывает направленный ряд ассоциаций, и сугубо эмоциональных, говорящих о теплоте семейных домашних отношений, и, так сказать, сугубо художественных, связанных с «мирискуснической» культурой, с излюбленной петербуржскими мастерами темой кукольности, игрушечности, театрализации. Игорь Иванов разрабатывает в русле этого цикла специфические выразительные средства: очень нежные, белесо-перламутровые гаммы, контрасты почти тактильной осязаемости, весомости формы и объемов, «лепленных» очень трепетно, «невесомо», посредством многократных лессировок. Ощущение последовательности, глубокой серьезности пластической реализации внешне неприхотливого мотива создает и особое эмоциональное состояние длящегося, остановленного мгновения.

Вторая сквозная тема, пронизывающая все зрелое творчество профессионального художника Игоря Иванова, – тема скульптурных парковых композиций А. Матвеева «Мальчики». Увиденные когда-то в реальной парковой среде, в конкретной свето-тональной ситуации, матвеевские «Мальчики» стали источником многих, подчас весьма различных по колористическим и пластическим установкам композиций. Одно остается неизменным – и здесь Иванов, по-прежнему используя внесюжетные средства, тяготеет все же к своеобразной драматургии. Например, в холстах, где мрамор оживает, скульптура, «одушевленная» градациями теплохолодности, выступает как «живая натура», контрастируя с реальной средой, трактованной как «натура мертвая».

В конце 1970-х - начале 1980-х годов появляется группа пейзажей, ставшая началом новой темы в творчестве живописца. Аскетические по предметному содержанию (деревья, ветки, снег), скупым выбором предметных реалий как бы подчеркивающие основательность, богатство цветотональных решений, пейзажи Игоря Иванова концентрируют большое эмоцио­нальное напряжение, душевное волнение автора, которое, несомненно, передается вдумчивому и доброжелательному зрителю.

Насыщенность цветовосприятия, умение не столько размышлять с помощью закодированных в голове схем, сколько страстно жить, обновляться в единении с предметом, формируют у художника близость естественного и душевного, единение постижения мира и самопознания. Насыщенность цветовосприятия оказывает решающее влияние на выбор предмета: Игорь Иванов  внимателен к жизни незначительной, невидимой, бесшумной.  Это свойство, а также принятая еще в студии Сидлина «экспериментальность» подхода к объектным инсценировкам, нашло яркое отражение в цикле художника «Мятая бумага». Искусственно укрупненный, заполняющий все пространство холста искомканный лист является зрителю в виде пересекающихся горных хребтов, огромных затвердевших цветов, потерявших блеск и прозрачность кристаллов. Переливы изломов, граней, мягких и строгих отражений в разнообразии  складок предстают в виде узора, построенного игрой случая, без соблюдения каких-либо законов гармонии, без предварительного согласования и слаженности.

Присущий Игорю Иванову талант превращать незначительные, невнятные и даже неживые объекты в многоцветные, насыщенные солнечным светом драгоценности особенно ярко проявился в теме «Цветы». Это, в частности, объясняет тот факт, что художник продолжительное время отдавал предпочтение не живим цветам, а уже засохшим. На холсте живое и неживое очень похожи: Иванов пишет сконцентрированную реакцию объекта, усиленный свет. В букетах цветов, засохших и поникших, все-таки продолжается своя жизнь, наблюдается некое движение.

В неформальном искусстве Санкт-Петербурга, где наиболее распространены взрывные средства, схематичность и знаковость изображения, художник Игорь Иванов уникален, как поэт рефлексов и духовных условий, всепроникающего многообразия жизни. Среди питерских (ленинградских) участников неофициальных выставок, многие из которых избирают броские, сильнодействующие средства воздействия на аудиторию, Игорь Иванов, несомненно, один из самых негромких, самоуглубленных и профессиональных художников. Общение с его холстами, – серьезное, содержательное, несуетное, – не проходит для зрителя бесследно.

Биография Игоря Иванова

Родился 13 февраля 1934 г. в Ленинграде на улице Рентгена. Мать Иванова (Соболева) Евгения Николаевы (1913-1983). Отец – Иванов Василий Дмитриевич (1901-1976) инженер. Стал рисовать с пяти лет.

С детства, в колыбели, напротив него висела работа Шишкина. Этот путь художника к природе и чистой живописи наметился в нем с первых школьных работ."

1941 – эвакуация всей семьей, с заводом отца, на Урал, город Уфа. Там же поступил в среднюю школу.

1945 – апрель. Возвратился вместе с родителями в Ленинград.

1947 – начинает посещать изобразительную студию ДПШ (Дворец пионеров и школьников) по адресу: Большой проспект Петроградской стороны.

1952 – окончил школу и поступил в Ленинградский Институт Киноинженеров (ЛИКи) на электротехнический факультет. На лето уезжает в творческую   поездку в Вологодскую область.

1952-1954 – ежегодные летние творческие поездки на Карельский Перешеек и в Вологодскую область.

1957 – окончил Институт, защитил диплом по архитектурной акустике. Был распределен в институт Метрологии имени Д.М.Менделеева. Работал в акустической лаборатории. Посещает класс Академического рисунка в Академии Художеств имени Репина (в течение двух лет).

1958 – начинает постоянно посещать школу О.Сидлина в Доме Культуры имени Капранова на Московском проспекте и остается в ней до 1965 года.

1959 – увольняется из института Метрологии имени Д.М.Менделеева. После увольнения «вольный стрелок», все свое время посвящает творчеству и работе с натуры в длительных путешествиях.

1963 – путешествует и работает по маршруту Карпаты-Свалява-Ужгород-Хуст. Пишет цикл пейзажей.

1964 – путешествует и работает по маршруту Эчмиадзин-Гарни-Гегард-Севан (Армения). Посещает мастерские Сарьяна и Кочара в Ереване. Создает цикл работ, посвященных Армении.

1965 – участвует в весенней выставке ЛОСХа (Ленинградское Общество Союза Художников). Представляет две графические работы. Летом уезжает в творческую поездку в Самарканд. Создает цикл работ, посвященных Самарканду. В январе женился на Сизовой Галине Михайловне, ученице школы О.Сидлина.

1966 – путешествует по Финскому Заливу и Карельскому Перешейку. Создает цикл пейзажей.

1967 – уезжает в творческую командировку в Крым: Судак, Алушта. Пишет акварели.

1968 – путешествует по Псковской области и посещает Псков.

1969 – живет и работает в Кастрополе. Пишет цикл работ, посвященных скульптурам Матвеева.

1970 – живет и работает в Киеве и Десне.

1971 – уезжает в деревню Закидово на Валдай. Создает цикл работ: «Деревня Закидово».

1972 – едет на Северный Кавказ, пишет Джанхот и Геленджик.

1973 – участвует в выставке натюрморта ЛОСХа (Ленинградское Общество Союза Художников). Представляет «Натюрморт с античной головой», х.м. 55х65,1973 г. Уезжает на реку Ока, в деревню Трубецкое, и далее в Калугу.

1974 – работает в Крыму, г. Кастрополь, продолжает цикл работ, посвященных скульптурам Матвеева. С 22 по 25 декабря участвует в первой выставке художников-нонконформистов (г. Ленинград) в Доме Культуры имени Газа. Выставляет четыре работы маслом, из них: два пейзажа, один портрет и одна работа из цикла: «Куклы», а также четыре рисунка.

1975 – с весны до осени живет и работает в ленинградской области на станции «Чайка». С 10 по 20 сентября участвует во второй выставке художников-нонконформистов (г. Ленинград) в Доме Культуры Невский. Выставляет шесть работ, три из них из цикла: «Куклы», один натюрморт и два портрета. Все работы выполнены маслом на холстах.

1977 – принимает участие в зональной выставке «Наш современник». ЛОСх (ленинградское общество союза художников), Русский Музей (г. Ленинград). Работает в Крыму, г. Кастрополь.

1975 – участвует в выставке ленинградских художников в Музее современного искусства (г. Ереван). Летом живет и работает в Кастрополе. Зимой проходит персональная выставка в здании Союза писателей (г. Ленинград), выставляет 50 работ.

1979 – уезжает писать на Украину, в окрестности города Николаева и Херсона.
Нортон Додж приобретает две работы: «Заросли и облака», 1973 г., б.м., 52х60 и «Девочка с куклой», 1973 г., х.м., 62X53. Сегодня в собрании 19 работ.

1980 – участвует в «Олимпийской выставке», Дворец молодежи (г. Ленинград). Путешествует: Молдавия, Кицканы.

1981 – уезжает в Крым, окрестности г. Севастополя.

1982 – с этого времени обосновывается в деревне Назия (Ленинградская область), начинает строить дом-студию. Участвует в ежегодных выставках Выставочного зала объединенной дирекции музеев Ленинградской области, Литейный проспект, дом 57 (г. Ленинград). Предпринимает только короткие путешествия в Ленинградскую и Вологодскую области.

1984 – Государственный Музей истории Ленинграда (Петропавловская крепость) приобретает холст «Владимирский собор», 1984 г., х.м., 90х115.

1988 – зима. Персональная выставка в объединении «Вернисаж» (г. Ленинград), выставляет 30 работ. Русский Музей приобретает холст «Три куклы» 1980 г., х.м., 90х130 и холст «Букет». На сегодняшний день в собраниях Русского Музея находятся 22 работы Игоря Иванова.

1989 – Государственный Музей истории религии и атеизма (г. Ленинград, Казанский собор) приобретает три холста: «Протопоп Аввакум», 1987-88 гг., х.м., 95х85, «Нил Сорский», 1988 г., х.м., 78х61, «Максим Грек», 1988 г., х.м., 87х72.
Государственный Русский Музей приобретает три графические работы и работы карандашом (работы середины 1970-х).
Летом поездка в Париж на два месяца. Выставка русских художников. Елисейские поля (г. Париж). Известный коллекционер Э.Басмаджан приобретает в свою коллекцию шесть холстов и шесть акварелей.

1994 – зима. Персональная выставка в галерее «10-10» (г. Санкт-петербург), участвует 30 работ.

1994-1996 – Международная выставка «Самоидентификация. Аспекты Петербургского искусства 1970-х – 1990-х годов» (Киль-Берлин-Осло-Сопот-Копенгаген-Санкт-Петербург), участвует три работы: «Мятая бумага», 1990 г., х.м., 42х50 (собственность Центрального Выставочного Зала «Манеж», Санкт-Петербург), «Автопортрет», 1965 г., х.м., 48х38 (собственность Центрального Выставочного Зала «Манеж», Санкт-Петербург), «Упражнение в кубизме», 1962 г., к.м., 99,5х70,5 (собственность Центрального Выставочного Зала «Манеж», Санкт-Петербург).

1998 – зима. Персональная выставка в Выставочном центре журнала «Нева» (Санкт-Петербург), участвует 30 работ. Участие в выставке «Дары и приобретения» Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург).

2000 – со 2 по 15 октября. Персональная выставка в Государственном Русском Музее (г. Санкт-Метербург, мраморный дворец), в выставке участвует 72 произведения.

2001 – выставка «Петербург- Москва, Москва- Петербург». Государственная Третьяковская Галерея.

2003 – выставка «Авангард на Неве». Государственная Третьяковская Галерея.

2003 – возобновляет творческие поездки. Уезжает летом в Крым: Кастрополь. Пишет цикл акварелей, посвященных скульптурам Матвеева, а также морские пейзажи.

2004-2008  – уезжает в творческую командировку во Францию: Вильфранш, Ницца, Булье, Кап-Ферра, Монако... Создает цикл холстов, посвященных Лазурному берегу, также цикл акварелей.

2005 – персональная выставка. Центральный Дом художника в Москве.

2005 – персональная выставка «Поиск истины. Судьба и искусство». Выставочный зал Княжества Монако.

2008 – персональная выставка АРТ-ХОЛДИНГ «Русское искусство А…Я». Санкт-Петербург.

2009-2010 – работает в своем доме-студии в деревне Назия (Ленинградская область).

2011 – уезжает в творческую командировку в Черногорию. Создает цикл холстов и акварелей «Пляж».

2011-2015 – ежегодно уезжает в творческие командировки во Францию: Вильфранш, Ницца, Булье, Кап-ферра, Монако. Создает цикл холстов и цикл акварелей, посвященных Лазурному берегу.

2015 – персональная выставка. Графика. Санкт-Петербургский государственный музей «Царскосельская коллекция».

2015 – уезжает в творческие командировки на Кипр. Создает цикл акварелей.

2017 – уезжает в летнюю творческую командировку на остров Корфу. Создает цикл акварелей.

Умер 18 сентября 2017 г.

Работы художника Игоря Иванова

Кукла в новых туфлях. Государственный Русский Музей. 1994
Кукла в новых туфлях. Государственный Русский Музей. 1994
Сцены из жизни кукол. Пупсы балбесничают. Государственный Русский музей 1993
Сцены из жизни кукол. Пупсы балбесничают. Государственный Русский музей 1993
Портрет пожилого мужчины. Государственный Русский Музей 1981
Портрет пожилого мужчины. Государственный Русский Музей 1981
Кукла. Государственный Русский Музей.  1994
Кукла. Государственный Русский Музей. 1994
Ребенок с куклой. Государственный Русский музей. 1976
Ребенок с куклой. Государственный Русский музей. 1976
Тюльпановый этюд 2011
Тюльпановый этюд 2011
Сцены из жизни кукол. Государственная Третьяковская Галерея.  1995
Сцены из жизни кукол. Государственная Третьяковская Галерея. 1995
Три куклы. Государственный Русский Музей 1979
Три куклы. Государственный Русский Музей 1979
Музей Зиммерли, Нью-Джерси, США
Музей Зиммерли, Нью-Джерси, США