Все статьи

Музей художника Анатолия Зверева AZ

Частный Музей художника Анатолия Зверева (AZ Museum) был открыт в мае 2015 года меценатом и известным в Росии коллекционером Натальей Опалевой. Арт-куратором музея является галерист Полина Лобачевская. Музей посвящен творчеству советского художника-нонконформиста Анатолия Зверева.  Анатолий Зверев считается основоположником «русского импрессионизма» 60-х годов,…

Художник Анатолий Тимофеевич Зверев

Художник Анатолий Тимофеевич Зверев (1931-1986), авангардист второй волны, основоположник русского экспрессионизма 1960-х годов. Анатолий Зверев считается за рубежом одним из самых известных русских художников-нонконформистов, работавших в послевоенный период в Советском Союзе. Лучший российский художник-график, которому желаю долгих лет творческой деятельности. Пабло Пикассо, 1956…

9 частных музеев Москвы и Санкт-Петербурга

До 1991 года государственные музеи обладали монополией на коллекции произведений искусства. Однако после распада Советского Союза богатые россияне не только приобрели множество шедевров, но и открыли свои собственные частные музеи для публики. Коллекции известных музеев, таких как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская…

8 самых ценных частных коллекций живописи в мире

Интересно отметить, что в мире далеко не все коллекции живописи выставлены в крупнейших музеях или в общедоступных выставочных залах. Картины часто покупают и продают несколько избранных миллиардеров, и хранят их в собственных частных коллекциях живописи. Итак, кто эти люди? В данной статье – краткая информация о восьми самых ценных коллекциях живописи и об очень богатых…

Создание коллекции картин

Коллекционирование или покупка живописи – что представляет собой создание коллекции картин? Несмотря на распространенное мнение, случайное скопление некоторой совокупности живописи в каком-то одном месте автоматически не становится коллекцией картин. Сочетание нескольких современных абстрактных картин и пары послевоенных репродукций еще не означает, что у вас есть…

Не только о кафе Сайгон

У кафе «Сайгон» были предшественники. В начале 1960-х годов в Ленинграде было известно «литературное кафе» на Полтавской улице. По замыслу создателей, ему предстояло стать местом встреч литераторов, художников, диспутов «физиков» и «лириков» и т. п. На деле литературное кафе выродилось в заурядное заведение «общепита» с легким налетом абсурда: посетители за столиками пили кофе,…

Воспоминания о кафе Сайгон

«В заведении питейном – угол невского с литейным» - такими словами каждый день мы договаривались о встрече в кафе «Сайгон». Хотя было это и не верно, пили мы там только кофе, а само кафе находилось на углу Владимирского и Невского, что напротив Литейного. Но золотое словцо дорогого стоит, особенно для кафе Сайгон. Ох, Сайгон, Сайгон! Сколько об этом кафе в последнее…

Художник Сергей Сергеевич Шефф

Художник Сергей Сергеевич Шефф – искусствовед по образованию, участвовал в ленинградских неофициальных выставках живописи: ДК Козицкого – 1968-69 гг., ДК «Невский» – 1975 г. и др. Его эссе о живописи публиковались в ленинградском самиздатовском журнале «Часы» (редактор Б. Иванов) под псевдонимом У. Истоков. В книге «Газаневщина» (1989 г.) напечатаны три его статьи…

Художники стайеры

Современные художники Елена Фигурина, Игорь Иванов и Вячеслав Михайлов — кто в России, кто за рубежом — отметились в ушедшем году сразу несколькими, пусть негромкими, но персональными выставками живописи. И сами выставки живописи, и площадки, где показывалась живопись эти трёх петербургских художников, достаточно второстепенны в контексте нашей темы. Исключителен…

Выставка группы «Алеф»

О выставке По сравнению с первой еврейской выставкой группы (в ноябре 1975 года) состав новой выставки претерпел изменения. Отсутствовали Манусов, Окунь, Шмуйлович – запомнившиеся живописной силой прошлой экспозиции. Ослабленная в этом отношении выставка группы «Алеф» укрепилась новыми именами: в ней приняли участие Арефьев, Васми, Шварц; семью картинами было…

Памяти художника Юры Дышленко

I. Немного истории Лагеря, бараки, бани и кочегарки. Из них, согласно К. К. Кузьминскому, вышло неофициальное советское искусство 1950-1970 годов. В своей статье о художнике нонконформисте А. Арефьеве я дополнил, что были еще Эрмитаж, ГРМ с иконами, уникальные по материалам и их доступности ГПБ, БАХ, добротные художественные школы, где обучались как будущие члены СХ СССР, так и будущие…

Хроника ТЭИИ - выставки и свары. Часть 5

1987, январь. 9-я выставка ТЭИИ. Гавань Но «было» не так скоро. Зал ДК им. Кирова все ремонтировался, и выставку устраивать опять было как бы негде. Только в январе предложили вдруг павильон в Гавани. И вот в громадном ангаре готовили и монтировали выставку – с жалким оборудованием и в 36° мороз. Было резкое ощущение неуютного, неосвоенного пространства. В какой-то мере…

Хроника ТЭИИ - выставки и свары. Часть 4

1986, май. 8-я выставка ТЭИИ. ЛДМ После этой выставки в кинематографе Ковальский, что называется, выкинул финт. Или, как он объяснял, решил «выпустить пар».Он заявил: «А новой выставкой пусть занимаются те художники, кому этого хочется». И новый выставком выбрал себя сам. Никто не возразил, ибо художники, особенно рьяно выступавшие за качество экспозиции, в частности…

Хроника ТЭИИ - выставки и свары. Часть 3

1985, март. 6-я выставка ТЭИИ. ЛДМ В организации выставки уже не участвовал Юрий Новиков. Его не было в выставкоме. К этому времени произошло что-то такое, от чего отношение к нему выровнялось: отторжение стало почти всеобщим. Утверждали, что диссидент переродился: он последовательно отстаивает позицию Управления культуры и КГБ. К этому выставкому я пристроилась в роли секретаря и…

Хроника ТЭИИ - выставки и свары. Часть 2

1984, март. 4-я выставка ТЭИИ. «Фестивальная». ЛДМ Эта выставка неофициального искусства вместила всех, и к тому же предполагалась массовость с «пониженным порогом» при отборе, чтобы, по выражению Юрия Новикова, «подсечь всякую божью искру». Из ста пятидесяти экспонентов около тридцати составляли «старики» – участники выставок неофициального искусства…

Хроника ТЭИИ - выставки и свары. Часть 1

ТЭИИ (Товарищество экспериментального изобразительного искусства) не было возобновлением ТЭВа (Товарищества экспериментальных выставок). Оно создавалось энергией нового поколения художников нонконформистов Ленинграда. Те из участников выставок в ДК им. И. И. Газа и ДК «Невский», кто не эмигрировал, не бросил живопись, не умер, не вступил в ЛОСХ, экспонировались на…

Как меня на Невском проспекте вербовали в агенты КГБ

Дело было так. Стояла весна 1984 года. Я был тогда крайне молод. Мне было 23 года. К тому времени я уже закончил Мухинское училище, но вместо того, чтобы заниматься карьерой (т. е. поступать в Союз художников), стал в большом количестве рисовать разные картины и дружить с другими хорошими художниками. И вот, как-то раз, загуляв у друзей и не ночевав пару дней дома, я позвонил маме – чтобы…

КГБ ты мое, КГБ

Из книги прозы «Женщины и другие путешествия» Знакомец мой, относительно молодой петербургский поэт, впрочем, бойкий, к своим 33 годам успевший выпустить три книжки, как-то сказал мне: «Вами хотя бы сотрудники ленинградского КГБ интересовались». Не совсем он прав, в основном барышни нами интересовались, но сотрудники КГБ наблюдали за нами пристально. Я разумею ту…

Обзор отзывов о выставке в Невском ДК 10-20 сентября 1975. Часть 2

Многие посетители выставку в ДК Невский рассматривают в связи с предыдущей, в ДК Газа (кстати, среди отрицательных отзывов я не обнаружил сравнений такого рода). Большинство из зрителей, видевших обе выставки, отдаёт предпочтение второй; некоторые пишут, что возможность узнать новые работы запомнившихся авторов позволила увидеть их творчество в развитии, глубже понять. Немало…

Обзор отзывов о выставке в Невском ДК 10-20 сентября 1975. Часть 1

Что думает об изобразительном искусстве, об увиденном на выставках посетитель, мало известно. Отзывы о выставках искусствоведов вообще не интересуют, они заняты своими построениями и спорами с коллегами. Отзывы о выставках картин широкого зрителя остаются неучтёнными. И это жаль, потому что отзывы посетителей, эти голоса, прозвучавшие когда-то на конкретной выставке, способны…

Выставка в ДК Газа, декабрь 1974 г.

  Вступительное слово о подготовке выставки в ДК Газа Зритель  - главный элемент экспозиционного акта, что скорее себя показать, нежели других  посмотреть. Предметы ритуала - не только картины - легко доступные уму зрителя. В начале этой  игры, пока ковались спецправила, нам было весело, но когда «машина» отладилась  и раскрутилась, то «многих из нас…

Истоки и начало Газаневщины. Выставки живописи.

Представители «московской школы» бумерангов-международников заранее изготовили предметы этого культа. Назвали их живописью и выставили на открытой поляне (г. Москва), предварительно предупредив власти о времени-пространстве. Власти подключились в эту игру, заявив, что в это время, на которое запланирована выставка живописи , это пространство будет занято земляными…

Периоды школы Сидлина

Бурное время 20-30-х гг. - поиска всеми истины в искусстве с ее вседозволенностью любое предлагать и доказывать. Экспериментирование, споры, литература об искусстве - все будоражило ум, взвинчивало эмоции, перетряхивало сознание. А на фоне всего - величественный Эрмитаж и целая эпоха монументального древнерусского искусства в Русском музее. Художник Сидлин с головой уходил во все,…

Художник Игорь Иванов и Иосиф Абрамович Сидлин

В те далекие времена бывало и так - приезжали мы с художником Басиным из озерной Валдайской глухомани автостопом на грузовике до самой студии. Втаскиваем пудовые связки этюдов. Иосиф Абрамович Сидлин удивлялся и был доволен: «Вот как! Сначала в студию, а только потом домой!» И только уже в другие дни начинался просмотр, что работали. Иосиф Абрамович Сидлин благосклонно…

Преподаватель живописи Иосиф Сидлин

В 1949 году в сентябре месяце узнал, что в клубе им. Капранова открывается изостудия, где преподавателем живописи стал Сидлин Иосиф Абрамович. Я был очень рад и студии, и преподавателю - для меня это было как Академия художеств. С первых уроков преподаватель живописи все объяснил о нашем обучении теоретически, как нам заниматься и чего добиваться в живописи. Потом на практике, о…

Объединение художников «Мир искусства»

После отмены крепостного права в России и борьбы за освобождение рабов в США, закончившейся обнародованием на весь мир «Прокламации об освобождении рабов», к правам человека в мире стали относиться по-другому, более внимательно. Во Франции Указ Наполеона III о праве художника выставить все произведения, не принятые в Салон 1863 года, явил миру в «Салоне отвергнутых»…

Выставка картин XVI-XX веков из собраний Г. Басмаджяна. 1988 год

Впервые я встретился с Гаригом Басмаджяном более двадцати лет тому назад у выдающегося армянского поэта Гургена Маари. Армянин из Иерусалима писал стихи по-английски и изучал филологию в Ереванском университете. Оценив несомненное поэтическое дарование автора английских стихов, Гурген Маари сказал словами Эмиля Верхарна: «Стихи надо писать на том языке, на котором…

Русские художники. Часть 8 Пейзажи в творчестве художников первых десятилетий XX века

Первые десятилетия нашего века, канун Октябрьской революции, характеризуются быстрой сменой самых различных художественных направлений и течений. Так, от неоимпрессионизма исходил в начале своего творчества Н. П. Крымов (1884-1958). В пейзажах этого художника все как бы растворялось в свете и воздухе («Крыши под снегом»). Это служило выражению его лирического восприятия…

Русские художники. Часть 7. Природа в пейзажах живописцев конца XIX начала XX веков

Органическое сочетание интимного, личного и общественно-эпохального со всей силой выступает на картинах с пейзажами природы русского художника И. И. Левитана (1860—1900). Самый крупный из мастеров «пейзажа настроения», художник Левитан одновременно завершает развитие реалистической русской пейзажной живописи в XIX веке и открывает новые перспективы. В своих картинах…

Русские художники. Часть 6. Природа в пейзажах художников конца XIX века

Пейзажи природы наиболее ярко раскрывались в картинах художника  В. Д. Поленова (1844—1927), пейзажная живопись которого наиболее близка по духу к передвижникам. Картина «Московский дворик» является характерным примером творчества художника. Кусочек патриархальной Москвы с традиционным бытом старых дворов и особняков в кривых переулках показан с легким лиризмом и полон…

Русские художники. Часть 5. Природа в пейзажах 70-х годов XIX века

Значительное развитие пейзажи природы в живописи получают уже в 70-х годах, когда пейзаж органически входит в общую, ведущую, обобщавшую все виды живописи передвижников тему — тему народной жизни. Осознается не только эмоциональная выразительность пейзажа природы, но и возможность передачи, выражения в нем социальных идей и чувств. Пейзажная живопись опиралась здесь и на то…

Русские художники. Часть 4. Русский романтизм в пейзажной живописи

Вторая, более сильная и открыто проявлявшаяся волна русского романтизма в живописи сказалась в творчестве М. Н. Воробьева и И. К. Айвазовского. М. Н. Воробьев (1787—1855) в своих видах Петербурга развивает романтическую трактовку городского пейзажа, начатую Алексеевым. Но тихая, спокойная поэзия и красота повседневного сменяются в живописи у Воробьева романтизмом подчеркнутой…

Русские художники. Часть 3. Классицизм в русской пейзажной живописи

Классицизм в русской пейзажной живописи получил свое характерное выражение в пейзажах Ф. М. Матвеева (1758—1826), который прожил всю жизнь в Италии и писал картины на мотивы итальянской природы. Если для Сем. Щедрина природа была олицетворением поэтических чувств, прообразом духовной красоты человеческой личности и мира ее мечтаний, то для Матвеева она становится выражением идей…

Русские художники. Часть 2. Пейзаж в русской живописи

Пейзаж складывается как особый, самостоятельный род русской живописи в последней четверти XVIII века. До этого существовали, с одной стороны, документирующие видовые изображения, а с другой — декоративно и условно трактованные изображения природы или фантастических нагромождений архитектуры. Документальные изображения городов и дворцов сложились в петровскую эпоху в…

Русские художники. Часть 1. Русская пейзажная живопись

Еще на заре развития русской пейзажной живописи, когда она делала свои первые шаги, поэт М. Муравьев с любовью и признательностью писал о ней: С какою ревностью бежим мы зреть картины, На коих плавный скат, простертые долины Иль изобильный ток глубокие реки Живописала кисть художничьи руки. А современник замечательного расцвета русской и западноевропейской пейзажной…

Три художника из «Дома повешенного»

Думается, нет ничего удивительного в том, что члены одной семьи всегда имеют некие общие и заметные черты, даже при большом разнообразии индивидуальностей. В семьях и школах художников эти черты сходства даже зачастую подчеркиваются, особенно в тех случаях, когда основные принципы в живописи, из которых исходят эти школы, носят характер декларативный, с определенным привкусом…

Михаил Шемякин о художнике Игоре Иванове

С художником Игорем Ивановым нас связывала любовь к живописи, в которой мы оба искали сложные колористические решения, часто встречались, демонстрировали друг другу свои картины, делились живописным опытом. Игорь был милейшим, скромнейшим человеком. Этот врождённый трудоголик был поглощён только одной живописью, всё остальное его мало интересовало. Тонкий колорист с…

Балет по картинам художника Михаила Шемякина

Рассказ о необыкновенном путешествии во Францию в гости к удивительному художнику Михаилу Шемякину. Однажды в 2012 году зазвонил телефон. Голос в телефоне сообщил примерно следующее: «Здравствуйте Лариса, это художник Михаил Шемякин. Хочу что бы Вы поставили балет по моим работам. Не могли бы Вы приехать ко мне в Фонд  поговорить». Это было невероятно, неожиданно и…

Культура стагнации и культура протеста

Развитие каждой культуры проявляется в срезах, динамических образованиях, обладающих силовыми полями и векторами движения, насыщенных различными, порой несовместимыми ценностями, которые побуждают субъектов совершать те или иные поступки, определяют их жизни и судьбы. Культурная среда включает противоположные направления развития: сохранение достигнутого,…

Из истории искусства нонконформизма

Тридцать лет назад, в конце 1980-х, когда ленинградские художники нонконформисты основали свой первый культурный центр «Ковчег XXI век» на Пушкинской, 10, начался музейный ренессанс российской культуры XX века. За один 1988 год удалось показать самую значительную часть искусства нонконформизма Ленинграда, скрытую от глаз на протяжении полувека. В 1988 г. в Русском музее впервые за…

История Музея нонконформизма

Музей нонконформистского искусства (МНИ) — это уникальный выставочный, научный и образовательный центр, который занимается изучением и продвижением независимой российской культуры, а также отечественного и зарубежного современного искусства. Основанный в 1998 г. на базе Арт-центра «Пушкинская-10», Музей нонконформизма в Санкт-Петербурге первым заявил о необходимости…

Живопись художника Иванова и тема куклы

Художник Иванов — натура более взрывчатая, более размашистая в жесте жизни и в форме художественного выражения. В своей живописи Иванов — мастер широкого диапазона: портрет, натюрморт, пейзаж, работы в графике, пастели, масле, акварели и темпере. Одно время не без успеха занимался ваянием. В живописи Иванова ясно ощущается сезаннистский исток, в том варианте, который…

Ленинградский нонконформизм и парадоксы Сидлина

Удивительное явление – советский нонконформизм Ленинграда тоталитарных десятилетий. Филонов, Стерлигов, Кондратьев, Арефьев, Шварц или иные – все эти глубокие и тонко одаренные мастера, как ни были они одиноки, являли собою некую общую плазму, создавали не только особую иконосферу времени, но в известной мере и его творческую религию, становились хранителями высших тайн,…

Этот удивительный Игорь Иванов

Приблизительно в конце ноября 1974 года, во время активной подготовки выставки художников авангардистов в ДК имени Газа (Санкт-Петербург), мне позвонил художник Юрий Жарких и попросил приехать на Владимирский проспект, на квартиру художника Игоря Иванова, с которым я еще не был знаком. Жарких объяснил: «У нас здесь проходит совещание, обстановка накалена до предела, вот-вот…

Художники — к стенке! Зрители — за решетку!

Из истории «Спецхрана» Сказать, что в истории ленинградского неофициального искусства много «белых пятен», — значит, быть неисправимым оптимистом. Одно большое «белое пятно», которое с трудом восстанавливают противоречивые воспоминания художников (иных из которых уж нет), тонкие листки независимых журналов да ворох легенд и сплетен, опубликованных на Западе. Постараться…

Игорь Иванов – особое явление в студии Сидлина

Художник Игорь Иванов во все времена студии Сидлина – явление особое. Он перешел к Сидлину из студии при ДК Ильича, откуда был изгнан «за формализм» в 1959 году. В сущности, просто перешел на другую сторону Московского проспекта (ДК Капранова и ДК Ильича расположены напротив). Но дистанция была огромной. Из студии вполне ординарной перешел к яркому, самобытному учителю, имевшему…

Воспоминания художника о занятиях в студии Сидлина

Когда я пришел в студию художника Сидлина, там занимались по вечерам. Но скоро я попросил Осипа Абрамовича, чтобы нам давали ключ от студии на вахте с утра. Очень важно работать при дневном свете. Так и стало. Басин студентом убегал с лекций в институте, в студию приходили художники Головастов, Нашивочников. Немного прошло времени. Сидлин перенес один день занятий на воскресенье, и…